Книга представляет собой исчерпывающее руководство по программе Corel Painter 6. В ней рассматриваются основные приемы работы с программой, настройка кистей, работа с графическим планшетом, с цветом и текстом, объектами и изображениями. На удачных и интересных примерах показаны работа и свойства основных палитр и применение выделений, масок, слоев, форм и специальных эффектов (динамических слоев и мозаики); печать документов и автоматизация труда. Книга будет полезна как начинающим пользователям Painter, так и опытным дизайнерам. Она может служить не только учеб
ным пособием, но и справочником в повседневной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
Благодарности
От издательства
Введение
Часть I. Основные сведения
Глава 1. Первое знакомство
Требование к системным ресурсам
Установка программы Painter 6
Интерфейс Painter
Окно документа
Палитры
Палитра управления Controls
Палитра инструментов
Инструменты общего назначения
Инструменты, предназначенные для работы с цветом
Инструменты выделения
Регулирующие инструменты
Инструменты для работы с векторными объектами
Другие палитры
Простейшие действия
Режим отмены
Удаление
Работа с линейкой, сеткой и ориентиром
Глава 2. Создание, открытие и сохранение документа
Создание нового документа
Открытие документа
Изменение размеров рабочей области
Формат документа
Сохранение документа
Особенности графических форматов
Формат TIFF
Формат EPS
Формат TARGA
Формат PCD
Формат PC Paintbrush
Формат BMP
Формат PICT
Формат PDF
Формат Microsoft Video для Windows
Формат GIF
Формат JPEG
Формат PNG
Глава 3. Цвет и разрешение
Цветовые модели
Цветовая модель RGB
Цветовые модели HSV, HSB, HSL
Цветовая модель CMYK
Модель Grayscale
Модель CIE Lab
KCMS
Системы сопоставления цветов
Немного о фракталах
Разрешение
Векторная графика
Растровая графика
Разрешающая способность изображения
Первичные элементы изображения и разрешающая способность технических устройств
Глава 4. Печать
Полутона
Печать векторных и растровых объектов в Painter
Подготовка к печати
Последние настройки
KCMS
Настройка профилей устройств
Представление о цветоделении
Параметры печати
Часть II. Первые действия
Глава 5. Средства автоматизации
Автоматизация штриха
Сценарии
Запись сценария
Воспроизведение сценария
Запись сценария с низким разрешением
Редактирование сценария
Создание нового сценария из фрагментов
Использование сценариев для создания клипов
Глава 6. Настройки инструментов рисования
Стилус и планшет
Настройка стилуса
Настройка инструментов рисования
Инструменты палитры Brushes
Палитра Brush Controls
Секция General
Просмотр создания штриха
Параметр Dab Type
Секция Size меню Control
Секция Spacing
Секция Angle
Секция Random
Секция Bristle
Секция Rake
Секция Well
Секция Airbrush
Секция Expression
Упражнение. Двухцветная кисть
Секция Water
Работа с мышью
Глава 7. Клонирование
Техника клонирования
Использование клонирующих кистей
Использование автоклонирования
Создание клонирующих кистей
Использование секции Random для настройки клонирующих кистей
Клонирование внутри одного документа
Многоточечное клонирование
Выбор типа клонирования
Установка точек клонирования
Тип клонирования
Использование выделений при клонировании
Упражнение. Клонирование изображения из одного документа в другой
Упражнение. Клонирование фрагмента изображения из одного документа в другой
Часть III. Палитра Art Materials
Глава 8. Настройка цвета
Палитра Art Materials
Секция Colors
Палитра Standard Colors
Индикаторы основного и вторичного цветов
Секция Small Colors
Секция Color Variability
Секция RGB Color (Палитра RGB)
Соотношение цветовых параметров палитр HSV и RGB
Выбор цвета с помощью инструмента Dropper
Цветовой набор
Секция Color Set
Изменение порядка цветов в цветовом наборе
Изменение размеров ячеек, строк, столбцов набора
Текстовая строка и название цвета
Поиск цвета
Создание цветового набора
Добавление, удаление и замещение цвета
Аннотирование цветов
Глава 9. Использование градаций
Секция Gradients
Управление градацией
Создание коллекции образцов
Создание простейшей градации
Редактирование градации
Упражнение. Создание градации Rainbow
Заимствование градации из изображения
Техника заливки градацией
Наложение градации на изображение
Использование инструмента Paint Bucket для заливки градацией
Упражнение. Заливка изображения без выделения
Заливка незамкнутой области
Защита от заливки
Заливка анимационного элемента
Глава 10. Шаблоны и плетения
Секция Patterns
Панель управления секции Patterns
Библиотека шаблонов
Создание шаблона
Редактирование шаблона
Бесшовный шаблон
Упражнение. Создание бесшовного шаблона из отдельных элементов
Создание фрактального шаблона
Секция Weaves
Панель управления Weaves
Изменение цвета нитей
Создание и редактирование тканевого узора
Глава 11. Текстура и бумага
Секция Paper палитры Art Materials
Панель управления секции Paper
Библиотека текстур и сортировщик
Создание текстуры бумаги
Создание текстуры бумаги из фрактального шаблона
Заимствование текстуры из изображения
Работа с текстурой бумаги
Упражнение. Создание бумаги с логотипом курьерской фирмы City Express
Глава 12. Инструмент Image Hose
Секция Image Hose
Варианты кисти Image Hose
Выбор параметров кисти
Эффект фона и вторичного цвета
Разброс изображений
Библиотека Nozzles
Создание одномерной матрицы
Создание двумерной матрицы
Создание трехмерной матрицы
Создание заготовки из кадров фильма
Упражнение. Создание простой композиции с помощью Nozzles
Упражнение. Создание поздравительной открытки с помощью кисти Image Hose
Часть IV. Три основы
Глава 13. Выделения и маски
Инструменты выделения
Область действия
Управление выделениями
Выделение нескольких областей
Сохранение выделений
Изменение выделения
Выделение обводкой
Маски
Секция Masks палитры Objects
Параметры маски
Использование маски
Создание плавного перехода
Заполнение выделения
Трансформация контура маски
Применение масок
Упражнение. Создание композиции из серии "Искусственные атмосферные явления"
Глава 14. Слои
Общее представление о плавающих объектах
Управление слоями
Состояние и доступность объекта
Создание слоев
Выделение слоя
Библиотека слоев (Image Portfolio)
Удаление и переименование
Порядок расположения слоев
Перемещение слоев
Группировка слоев
Окончательное объединение слоев
Слияние с холстом
Совмещения плавающих объектов
Соответствие методов совмещения Painter и PhotoShop
Редактирование слоев
Операции с плавающими объектами
Reference Layer
Преобразования RL
Редактирование с помощью инструмента Brush
Взаимодействие методов рисования и совмещения слоев
Использование флажка Preserve Transparency
Взаимодействие выделения и слоя
Маска плавающего объекта
Упражнение. Создание изображения с помощью слоев
Глава 15. Формы
Понятие формы
Создание форм
Инструменты создания форм
Формы в списке плавающих объектов
Создание формы из выделения
Группировка форм
Параметры форм
Редактирование форм
Выделение формы
Перемещение закрепленных точек
Добавление закрепленной точки
Удаление закрепленной точки
Замена угловой точки на точку плавного изгиба
Разрезание формы
Соединение конечных точек
Преобразование форм
Изменение размеров
Вращение формы
Наклон
Горизонтальный и вертикальный переворот
Дупликация
Преобразование в плавающий объект
Операции с формами
Сложная форма
Переходные формы
Создание усредненной формы
Эффект тени
Часть V. Специальные эффекты
Глава 16. Динамичные слои Burn, Tear, Bevel World, Liquid Metal
Типы динамичных слоев
Динамичный слой Burn
Параметры динамичного слоя
Создание эффекта обожженного края
Динамичный слой Tear
Создание эффекта оборванного края
Использование эффекта Tear
Динамичный слой Bevel World
Параметры эффекта Bevel World
Создание различных эффектов с помощью динамичного слоя Bevel World
Упражнение. Применение динамичного слоя Bevel World при создании рельефного изображения
Динамичный слой Liquid Metal
Параметры динамичного слоя Liquid Metal
Инструменты динамичного слоя Liquid Metal
Упражнение. Использование динамичного слоя Liquid Metal при работе с текстом
Упражнение. Создание изображения из серии "Искусственные атмосферные явления"
Глава 17. Динамичные слои над всем холстом
Динамичный слой Brightness/Contrast
Применение динамичного слоя Brightness/ Contrast
Динамичный слой Equalize
Установка параметров динамичного слоя Equalize
Упражнение. Создание и корректировка черно-белой фотографии
Динамичный слой Posterize
Применение динамичного слоя Posterize
Динамичный слой Glass Distortion
Создание эффекта Glass Distortion
Динамичный слой Liquid Lens
Упражнение. Обработка изображения с помощью эффекта Liquid Lens
Упражнение. Создание рекламной надписи
Упражнение. Совместное применение динамичных слоев Liquid Lens и Bevel World
Динамичный слой Кaleidoscope
Глава 18. Инструменты Impasto и Мозаика
Параметры эффекта Impasto
Создание эффекта Impasto
Упражнение. Применение эффекта Impasto
Мозаика
Создание мозаики
Выбор цвета плиток
Режимы Dimensions и Randomness
Меню команд
Создание эффекта трехмерности
Создание мозаики по эскизу
Упражнение. Создание мозаики
Полигональная мозаика -- Tessellation
Использование средств диалогового окна Make Mosaic
Упражнение. Создание мозаики с использованием техники Tessellation
Глава 19. Работа с текстом
Работа с инструментом Text
Текст как пример формы
Применение динамичных слоев к тексту
Пример комплексного применения действий к тексту
Упражнение. Работа с инструментом Text
Использование динамичного слоя Dynamic Text
Установка базовой линии
Установка параметров шрифта
Установка эффектов
Упражнение. Применение Dynamic Text
Алфавитный указатель
ОТРЫВОК
Глава 5 Средства автоматизации
Автоматизация штриха
Сценарии
Запись сценария
Воспроизведение сценария
Запись сценария с низким разрешением
Редактирование сценария
Создание нового сценария из фрагментов
Использование сценариев для создания клипов
Автоматизация штриха
Сценарии
Запись и воспроизведение сценария
Использование сценариев для создания клипов
Чаще всего автоматизация осуществляется путем записи определенной последовательности действий с целью многократного воспроизведения их в дальнейшем
Практически любой современный программный продукт предусматривает возможность средств автоматизации каких-либо действий. Чаще всего автоматизация осуществляется путем записи определенной последовательности действий с целью многократного воспроизведения их в дальнейшем. Как правило, имеются в виду действия, которыми вы пользуетесь довольно часто. Painter предоставляет возможность пользоваться двумя типами автоматизации:
автоматизация штриха;
сценарий.
В данной главе мы рассмотрим эти средства. Дело в том, что автоматизация штриха -- это тот же сценарий. Просто такой сценарий позволяет записать только один штрих и ничего более. То есть автоматизация штриха является одношаговым сценарием. Однако записываются и воспроизводятся эти процедуры в Painter с помощью разных палитр: автоматизация штриха -- с помощью палитры Brushes, сценарий -- с помощью палитры Object.
Автоматизация штриха
Запись штриха актуальна в двух случаях:
для получения аккуратной штриховки;
для заполнения пространства однотипными элементами (чешуя, волосы, листва, ступени и т. д).
Кроме того, штрихи воспроизводятся различными инструментами в любом месте рабочей области.
Запись и воспроизведение штриха осуществляются с помощью команд меню Stroke (Штрих) -- основного меню палитры Brushes: Record Stroke (Записывать штрих), Playback Stroke (Проигрывать штрих), Auto Playback (Автоматически проигрывать).
К тому же можно сохранить записанный штрих и использовать его в дальнейшем.
Команда Stroke - Stroke (Штрих - Штрих) открывает дополнительное меню, команды которого предназначены для получения различных вариантов изменений созданного штриха. Записав один штрих, вы можете воспроизвести целых семь его модификаций.
Команда Use Stroke Data (Использовать параметры штриха) используется, когда часть работы вы выполнили стилусом, записали штрих, а после перерыва работаете мышью. Выбрав команду Use Stroke Data, вы получите штрих, подобный записанному.
Чтобы записать штрих:
1. Откройте палитру Brushes, выбрав команду Window - Brushes.
2. Выберите тип кисти в меню Brush, категорию, метод и субкатегорию или воспользуйтесь предложенными по умолчанию (см. главу 6).
3. Выберите команду Stroke - Record Stroke (Штрих - Записывать штрих).
4. Для воспроизведения записанного штриха выберите команду Stroke - Playback Stroke (Штрих - Проигрывать штрих).
При желании можете сменить инструмент, изменить цвет. Вы можете повторять каждый новый штрих другим инструментом и цветом. Чтобы прекратить воспроизведение записанного штриха, достаточно снять флажок команды Playback Stroke в меню Stroke. Если вы установите флажок возле команды Auto Playback (Автоматически проигрывать), Painter будет воспроизводить записанный штрих в автоматическом режиме до тех пор, пока не закроет всю поверхность. Остановить процесс можно, выбрав команду Edit - Undo.
На рис. 5.1, выполненном в стиле японской акварели, записаны штрихи струи дождя и ветви ивы на переднем плане.
Сценарии
В большинстве программ записи действий называются Scripts. Иногда используются термины: оригиналы, скрипты, в продуктах Microsoft -- макросы. Мы же в дальнейшем будем пользоваться термином сценарий. Смысл этой процедуры состоит в оптимизации ваших возможностей. Это дает вам некоторые преимущества:
экономия вашего времени: как бы ловко вы ни выполняли какую-либо процедуру, компьютер, зная поставленную задачу, самостоятельно выполнит это действие гораздо быстрее;
избавление от утомительной рутинной работы.
Кроме того, нельзя не учитывать использование сценариев с учебной целью. При воспроизведении сценария Painter демонстрирует весь процесс создания изображения, выбор средств, параметров и т. д. К тому же вы можете выполнять сценарии в пошаговом режиме, при котором открывается лист сценария с записями, поясняющими действия, происходящие в рабочей области.
Помимо обычных преимуществ сценарий в Painter предлагает вам следующие возможности:
Painter автоматически записывает в сценарий абсолютно все ваши действия и процедуры, что может оказаться весьма полезным, например, при ошибочном использовании команды Un-Do. В случае утраты текущей работы по какой-либо причине вы можете попытаться восстановить ее, скопировав, переименовав, а затем воспроизведя содержание установленного по умолчанию сценария.
Известно, что для работы с графикой при высоком разрешении требуется значительный ресурс памяти и времени на сохранение. Painter дает вам возможность создавать работу при низком разрешении, а по окончании переписать записанную в сценарий работу с высоким разрешением.
Можно записать выполнение рисунка в одной технике, например в карандаше, а воспроизвести, изменив установки, например, для пастели или фломастеров и т. д.
Особенно удобно использовать сценарий при создании анимации. Не нужно делать заново одну и ту же работу, вы просто добавляете новые кадры.
Сам по себе сценарий тоже может служить основой для создания специальных эффектов. Для этого его сохраняют в формате Quick Time или видео для Windows.
Кроме того, можно копировать фрагменты сценария, вставлять их в другие сценарии или создавать из них новые сценарии. Записывая сценарий, помните, что бессмысленно создавать длительную процедуру, даже если она будет происходить без вашего участия, и в это время вы свободно могли бы выпить кофе. Запись такой процедуры займет слишком много памяти, и вряд ли это будет полезно.
Практически, можно записать любое действие. Однако средства редактирования сценариев, предоставляемые Painter, очень ограничены. Поэтому, если вы намерены записать какую-то процедуру в сценарий, предварительно просмотрите последовательность команд и запишите план на бумаге, с тем чтобы не делать лишних движений и не выполнять ошибочных команд. Иначе придется удалять записанный сценарий и повторять все заново.
Помимо возможности записывать сценарии Painter предоставляет в ваше распоряжение библиотеку готовых сценариев и меню команд, позволяющих осуществлять запись, удаление, копирование и, в некоторой степени, редактирование сценария.
Палитра устроена аналогично другим сложным палитрам. Верхний ряд представлен значками сценариев. Загруженная библиотека сценариев открывается нажатием на длинную кнопку со стрелкой (см. рис. 5.2).
В табл. 5.1 приведен набор кнопок для удобства работы со сценариями.
Таблица 5.1. Кнопки для работы со сценариями
Название Назначение
Stop (Остановка) Выключает выполнение сценария
Play (Проигрывать) Запускает выполнение сценария
Record (Запись) Осуществляет запись
Pause (Пауза) Останавливает запись и выполнение сценария, предусматривает продолжение после паузы
Single Step (Один шаг) Пошаговое выполнение сценария
Кнопка Stop позволяет фиксировать отдельные фазы создания образа и вмешиваться в эту стадию работы.
Рядом с панелью кнопок расположено поле, указывающее имя выбранного сценария. При нажатии на него открывается список сценариев загруженной библиотеки.
Пока сценарий не загружен, окно, расположенное под панелью кнопок, остается пустым.
Запись сценария
Кнопки дублируют команды меню, открываемого нажатием кнопки со стрелкой, расположенной в правой части секции. Это меню команд предназначено для управления сценариями.
Работая со сценариями, важно иметь в виду следующие правила:
Не имеет смысла записывать в сценарий очень продолжительную процедуру.
Если вы все же хотите записать большой сценарий, лучше разбить его на части.
Перед записью обязательно составьте точный план действий.
В начале записи необходимо установить параметры записываемых в сценарий действий в диалоговом окне Script Options (Параметры сценария) (рис. 5.3).
При установленном флажке Record Initial State (Запись начального состояния) Painter фиксирует все материалы и средства, используемые вами в работе, например бумагу, кисти. Если флажок снят, то, создавая сценарий, Painter не фик сирует материалы, зато позволяет воспроизвести сценарий в другой технике. Например, вы можете экспериментировать с различными типами кистей или мелков и т. д.
Эффективная работа: Corel Painter 6 (+CD). / М. Ильин, М. Ильина - СПб: Питер, 2001. - 496 с.
|