Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

С. Гринберг
ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ. САМОУЧИТЕЛЬ. 3-Е ИЗД..
Цена: 133 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Общие вопросы (мультимедиа)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Данная книга посвящена обзору цифровой фотографии. Она начинается с краткой истории фотографии, затем рассматриваются основы экспозиции и композиции. Также обсуждается приобретение цифровых фотоаппаратов, их использование и обработка полученных изображений.
     
     
      содержание
      Об авторе
      Посвящения
      Введение
      Благодарности
      Отдельная благодарность техническим редакторам
      Торговые знаки
      От издательства
     
      Часть I. Цифровая фотография - будущее наступило
     
      Глава 1. Зачем нужна цифровая фотография?
      Краткая история фотографии
      Серебряное вещество Шульце
      Гелиография
      Дагерротипы
      Талботипы
      Прародитель желтой коробочки
      Цифровые фотоаппараты
      Преимущества цифровой фотографии
      Теперь плохие новости…
      Кому нужны цифровые фотоаппараты?
      Следует запомнить
     
      Глава 2. Фотопленка и пикселы
      Трехцветный мир (RGB)
      Фотоаппарат имитирует человеческий глаз
      Сначала была пленка
      Устройство цифровых фотоаппаратов
      Следует запомнить
     
      Часть II. Фотоаппараты, аппаратное и программное обеспечение, необходимые для обработки цифрового снимка
     
      Глава 3. Модели фотоаппаратов
      Изучение фотоаппаратов
      Виды фотоаппаратов
      Виды цифровых фотоаппаратов
      Фотоаппараты с мегапиксельными матрицами
      Двух- и трехмегапиксельные фотоаппараты
      Полупрофессиональные фотоаппараты
      Профессиональные фотоаппараты
      Следует запомнить
     
      Глава 4. Характеристики цифровых фотоаппаратов
      Конструкция фотоаппаратов
      Фотоаппараты с поворотным видоискателем
      Другие конструкции камер
      Элементы питания
      Объектив
      Вспышка
      Видоискатель
      Выборочное удаление снимков
      Устройства хранения информации
      Виды передачи изображений
      Непрерывная съемка
      Измерение экспозиции
      Разрешение
      Светочувствительность
      Дополнительные приспособления
      Программное обеспечение
      Заключение
      Следует запомнить
     
      Глава 5. Системные требования
      Windows или Масintosh?
      Основные составляющие
      Центральный процессор
      Оперативная память
      Шина
      Тактовая частота
      Жесткий диск
      Соединительные порты
      Модемы
      Видеокарты
      Мониторы
      Периферийные устройства
      Дисководы CD-R и CD-RW
      Принтеры
      Сканеры
      Следует запомнить
     
      Глава 6. Программное обеспечение
      Корректировка композиции и улучшение качества изображений
      Программы для работы с изображениями
      Программное обеспечение фирм-производителей фотоаппаратов
      Программное обеспечение сторонних фирм
      Просмотр и сортировка изображений
      Следует запомнить
     
      Часть III. Фотосъемка
     
      Глава 7. Экспозиция
      Объектив
      Затвор
      Относительное отверстие объектива и диафрагменное число
      Выдержка
      Взаимосвязь между выдержкой и диафрагмой
      Светочувствительность
      Творческое управление съемкой
      Выдержка
      Глубина резкости
      Ручная или автоматическая установка экспозиции
      Следует запомнить
     
      Глава 8. Объективы
      Типы объективов
      Объективы с автоматической фокусировкой
      Макросъемка
      Фокусное расстояние
      Угол зрения, поле изображения и размер объектов в кадре
      Длиннофокусные объективы
      Широкоугольные объективы
      Объективы с переменным фокусным расстоянием
      Следует запомнить
     
      Глава 9. Композиция кадра
      Отсутствие симметрии
      Баланс композиции
      Линия горизонта
      Количество и размер объектов в кадре
      Цвет
      Контраст
      Негативное и позитивное пространства
      Движение
      Точка съемки и ракурс
      Перспектива
      Передний и задний планы
      Линии реальные и воображаемые
      Фон
      Текстура
      Масштаб
      Следует запомнить
     
      Глава 10. Роль освещения в формировании снимка
      Естественное освещение
      Освещение объектов сзади
      Темная ночь
      Вспышка
      Заполняющая вспышка
      Рассеянный свет вспышки
      Дополнительная вспышка
      Кронштейн для вспышки
      Дополнительные источники света
      Цвет света
      Расстановка осветителей
      Работа со штативом
      Следует запомнить
     
      Глава 11. Разрешение
      Разрешение изображения и монитора
      Настройка разрешения изображения и монитора
      Разрешение принтера
      Струйные принтеры
      Размер файла
      Следует запомнить
     
      Глава 12. Способы сжатия изображения
      Получение качественных фотографий
      Различные способы сжатия
      Сжатие без потерь
      Сжатие с потерями
      Архиваторы
      Архиваторы PKZip/WinZip
      Архиватор Stufflt
      Форматы файлов
      Формат JPEG
      Минимизация потери качества
      Формат TIFF
      Формат GIF
      Формат EPS
      Формат PDF
      Формат FlashPIX
      Формат BMP
      Формат PICT
      Многообразие выбора
      Следует запомнить
     
      Часть IV. Методы обработки изображе
     
      Глава 13. Передача фотографий на компьютер
      Подключение камеры
      Передача снимков программами производителя фотоаппарата
      Передача снимков с помощью графических редакторов
      Самый быстрый способ: загрузка с карты памяти
      Следует запомнить
     
      Глава 14. Улучшение качества изображений
      Подготовка к работе
      Сохранение изображений
      Изменение формы и размера изображений
      Размер фотографии
      Размер холста
      Свободное изменение размеров
      Отмена выполненных преобразований
      Ориентация
      Кадрирование
      Коррекция фотографий
      Команда Perspective (Перспектива)
      Деформация
      Яркость и контраст
      Автоматическая настройка яркости/контраста и цветовой гаммы
      Настройка яркости/контраста вручную
      Следует запомнить
     
      Глава 15. Прекрасный мир цвета
      Цвет
      Цветовой баланс
      Настройка цвета с помощью уровней
      Цветовой тон, насыщенность и осветление
      Корректирующие слои
      Варианты
      Негатив
      Цветовые модели
      Модель RGB
      Модель CMYK
      Модель LAB
      Модель HSB
      Глубина цвета
      Режим битовой карты
      Полутоновой режим
      Индексированные цвета
      Увеличение резкости изображения
      Фильтр Sharpen (Резкость)
      Фильтр Sharpen More (Усиленная резкость)
      Фильтр Sharpen Edges (Контурная резкость)
      Фильтр Unsharp Mask (Нерезкая маска)
      Размытие
      Фильтр Blur (Размытие)
      Фильтр Blur More (Усиленное размытие)
      Фильтр Gaussian Blur (Размытие по Гауссу)
      Фильтры Motion Blur (Размытие в движении) и Radial Blur (Радиальное размытие)
      Фильтр Smart Blur (Резкое размытие)
      Фильтр Despeckle (Песчинки)
      Следует запомнить
     
      Глава 16. Инструменты и методы выделения
      Расположение инструментов выделения
      Зачем нужно выделение областей изображения?
      Инструменты выделения
      Команды меню Select (Выделение)
      Инструменты группы Marquee (Выделение)
      Выделение эллиптических областей и линий
      Инструменты группы Lasso (Лассо)
      Выделение на основе цветовой информации
      Режим Quick Mask (Быстрая маска)
      Сохранение выделения
      Копирование и удаление фрагментов изображения
      Видоизменение выделенных областей
      Фотография с растушеванными краями
      Следует запомнить
     
      Глава 17. Рисование и заливка
      Заливка
      Простое заполнение
      Градиентная заливка
      Изменяем погоду с помощью Photoshop
      Инструменты рисования
      Инструменты Brush (Кисть) и Pencil (Карандаш)
      Инструменты группы Eraser (Ластик)
      Инструменты группы Shape (Фигура)
      Инструменты History Brush (Восстанавливающая кисть) и Art History Brush (Художественная кисть)
      Следует запомнить
     
      Глава 18. Ретушь фотографий
      Начало работы
      Удаление нежелательных фрагментов изображения
      Клонирование из одного изображения в другое
      Инструмент Pattern Stamp (Узорный штамп)
      Инструменты Healing Brush (Лечебная кисть) и Patch (Заплатка)
      Удаление пятен фильтром Dust and Scratches (Пыль и царапины)
      Следует запомнить
     
      Глава 19. Средства для работы с текстом
      Вставка текста
      Изменение текста
      Пример: создание тени
      Изменение прозрачности текста
      Пример: светящийся текст
      Следует запомнить
     
      Глава 20. Немного о слоях
      Понятие слоя
      Слои образуются автоматически
      Создание слоев
      Активация слоя
      Показ и скрытие слоев
      Удаление слоев
      Порядок слоев
      Обработка слоев
      Вращение, деформация и изменение размеров
      Перемещение содержимого слоев
      Стирание фрагментов на слоях
      Копирование объектов с одного слоя на другой
      Копирование объекта с размытием границ
      Режимы наложения и стили слоев
      Следует запомнить
     
      Глава 21. Фильтры программы Photoshop
      Что такое фильтр?
      Какие фильтры бывают в Photoshop
      Использование фильтров
      Фильтры группы Artistic (Художественные)
      Фильтры группы Blur (Размытие)
      Фильтры группы Texture (Текстура)
      Пример: применение нескольких фильтров
      Создание собственного фильтра
      Следует запомнить
     
      Глава 22. Калибровка устройств
      Как это делают профессионалы
      Модель LAB
      Профили ICC
      Точная настройка мониторов и принтеров
      Калибровка монитора
      Калибровка принтера
      Следует запомнить
     
      Часть V. Демонстрация фотогра
     
      Глава 23. Печать изображений
      Установка принтера
      Разрешение принтера
      Печатаем изображение
      Печать нескольких изображений на одной странице
      Печать индекс-отпечатка прямо с фотоаппарата
      Печать фотографий, достойных помещения в рамку
      Чернила сторонних фирм
      Следует запомнить
     
      Глава 24. Другие способы демонстрации снимков
      Подготовка изображений к отправке по электронной почте
      Отправка по электронной почте
      Пример: отправка изображений с помощью Microsoft Outlook Express
      Фотографии на веб-сайте
      Просмотр снимков на экране телевизора
      Изображение в качестве фонового рисунка на экране
      Другие возможности, предоставляемые цифровыми фотоаппаратами
      Следует запомнить
      Приложение А. Термины, связанные с цифровой фотографией
      Приложение Б. Создание панорам
      Автоматическое объединение изображений
      Подготовка снимков
      Сборка панорамы
      Определение места изображения в панораме
      Удаление изображений
      Слияние изображений
      Использование корректирующих слоев
      Применение инструмента Smudge (Палец)
      Применение инструмента Clone Stamp (Клонирование)
      Настройка цвета
      Перспектива в панорамах
      Предупреждение проблем
      Еще несколько слов
     
      Алфавитный указатель
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      Глава 9
      Композиция кадра
      Равновесие композиции
      Создание интересных кадров
      Точка зрения
      Использование цвета
      Текстура и узоры
     
      Даже при наличии всех возможных инструментов будут получаться плохие и неинтересные фотографии, если не следить за композицией кадра. Под композицией мы подразумеваем расположение объектов на снимке. Взгляните на фотографии, представленные в книгах и журналах. Что делает их интересными и живыми? В чем "изюминка" каждой из них? На фотографии попадают лишь мгновения, которые можно сопровождать целыми историями, но их обычно никто не рассказывает. Фотограф должен сделать так, чтобы человек, просматривающий его снимки, мог представить все происходящее на ф
      отографии и за кадром. Взобравшись на гору, не нужно снимать свое семейство на самой вершине - гораздо лучше расположить родственников около знака, указывающего высоту горы. Теперь любой, кто посмотрит на фотографию, поймет, сколь многого вы достигли.
      Если снимок заслуживает тысячи слов, пусть он сам говорит за себя. Перед тем как сфотографировать что-либо, подумайте, почему вы хотите сделать это. Что вы пытаетесь сказать? Каково описание сюжета? Что вы чувствуете, глядя на объект съемки, и будут ли чувствовать то же самое люди, которые увидят фотографию? Задайтесь вопросом: "Каким образом я могу улучшить фотографию?".
      Старайтесь снимать интересные фотографии. Для этого недостаточно искать объекты, глядя через видоискатель, - хороший фотограф сначала видит кадр глазами и представляет, каким он получится на бумаге, и только затем фотографирует. Не нужно торопиться, стоит внимательно рассмотреть будущую фотографию, а для съемки движущихся объектов выбрать подходящий момент.
     
      Отсутствие симметрии
     
      Самой интересной частью фотографического снимка обычно является объект, и снимок должен рассказывать о нем историю, а все художественные элементы - дополнять объект. Фотография должна притягивать внимание наблюдателя.
      Чтобы привлечь зрителей, следует "провести" их взгляд через фотографию, другими словами, человек, взглянув на какую-нибудь точку снимка, должен затем рассмотреть его целиком. Представьте фотографию чего-то ожидающей группы людей, выстроившихся в очередь, в конце которой клоун надувает для ребенка воздушный шар. Если посмотреть на этот снимок, взгляд проскользнет по очереди, пока не наткнется на ребенка с клоуном. Таким образом, вы не только добьетесь того, что любой наблюдатель обязательно рассмотрит всю фотографию, но и поведаете свою историю.
      Чем дольше смотришь на хорошую фотографию, тем интереснее она становится. Можно прельстить зрителей с помощью нестандартной цветовой гаммы, удивительных форм или различных объектов. Необходимо удерживать взгляд зрителя и контролировать его перемещение. Если объект съемки занимает центр фотографии, снимок сразу станет неинтересен - любой посмотрит на него, увидит объект, находящийся прямо в центре, и тут же перейдет к следующему снимку.
      Итак, где же расположить объект съемки? Давайте рассмотрим рис. 9.1, на котором представлена схема классической композиции. Для начала разделим кадр на части, как для игры в крестики-нолики; точки пересечения линий назовем горячими. Попробуем разместить объект изображения в одной из этих точек.
      Фотографии, продемонстрированные на следующих двух рисунках, иллюстрируют разницу между расположением основного объекта прямо в центре фотографии и сдвигом его в сторону. Не правда ли, второй снимок (рис. 9.3) намного привлекательнее, чем первый (рис. 9.2)? Обратите внимание, что объект находится в нижней правой "горячей" точке.
      Это, конечно, не означает, что нужно оставлять пустое пространство посередине фотографии. Представьте, что вы фотографируете парусную шлюпку в гавани. На воду светит солнце, а в небе парят птицы. Где в таком случае должен белеть парус? Можно оставить шлюпку на горизонтальной "мертвой" линии, но немного сдвинуть вправо, и получится превосходная фотография. Теперь попробуйте разместить шлюпку в нижней правой "горячей" точке. Композиция не улучшилась? Может быть, тогда стоит попытаться улучить момент, когда через верхний правый угол кадра будут пролетать пти
      цы, или расположиться так, чтобы в кадре оказались пушистые облака или солнце.
      Теперь представим другой снимок. Объектами съемки будут ваша любимая дочка и кот, сидящий у нее на коленях. Направьте фотоаппарат так, чтобы лицо девочки оказалось в верхнем левом углу кадра, а кот - в нижнем правом. Получилась замечательная фотография, как на рис. 9.4. Сделав композицию именно такой, вы заинтересуете зрителя, и его взгляд будет переходить от лица вашей дочки к коту и обратно.
      Баланс композиции
     
      Хорошие фотографии всегда сбалансированы, то есть объекты не перегружают ни одну часть изображения. Так, например, на рис. 9.4 кот уравновешивает лицо девочки, а на фотографии шлюпки, которую мы представляли себе, такими объектами были птицы, облака или солнце.
      Уравновешивающий элемент и объект съемки не обязательно должны иметь одинаковый размер; маленький предмет вполне может компенсировать большой. Идея состоит в том, что при просмотре снимка взгляд переходит от объекта съемки к уравновешивающему элементу и обратно.
      Представим себе еще несколько фотографий. Пусть на снимке изображен большой прекрасный цветок, но он сдвинут немного вправо. Тогда слева к нему может подлетать симпатичный шмель. Цветок и шмель имеют разные размеры, но превосходно уравновешивают друг друга.
      Еще один снимок: ваш двухлетний сынишка построил свою первую башню из деревянных кубиков. Он гордится собой, и его улыбка растянулась до ушей. И тут в кадр вбегает щенок, направляясь прямо на башню. Щелкайте! Получится замечательная фотография - вы рассказываете свою историю, и композиция уравновешена.
      Для баланса композиции не обязательно использовать два предмета. Предположим, что вы испекли яблочный пирог и хотите его сфотографировать. Что же поместить в кадр? Отрежьте клинообразный кусок пирога, чтобы показать его начинку, а также придать пирогу объем, и свободное пространство, оставшееся после вырезания куска, уравновесит оставшуюся часть пирога. Расположите пирог так, чтобы кадр не был симметричным, например поверните пирог вырезанным куском от себя - пустое пространство окажется немного выше центральной линии, а снимок будет сбалансированным
      .
     
      Линия горизонта
     
      Линия горизонта оказывает значительное влияние на формирование композиции (рис. 9.5). Небо, кромку воды, крыши зданий, висящее на веревке белье, забор, верхушки и подножья деревьев - все это можно использовать в качестве горизонтальных элементов изображения. Как правило, не нужно, чтобы горизонт или другая горизонтальная линия делили снимок на две равные половины; фотографии, половину которых занимает небо, а другую - вода, банальны и скучны.
      Еще раз посмотрите на схему, представленную на рис. 9.1, и обратите внимание на горизонтальные линии, проходящие через "горячие" точки. Они делят кадр на три части. Возможно, неплохо будет сформировать кадр так, чтобы линия горизонта примерно совпадала с одной из этих линий. Есть еще одно правило, которого всегда следует придерживаться: линия горизонта должна быть параллельна нижнему краю кадра. Не нужно торопиться, вместо этого стоит внимательно выровнять линию горизонта в видоискателе. Нет ничего хуже, чем лодка, плывущая по наклонной поверхности.
      Количество и размер объектов в кадре
     
      На фотографии должен появиться только объект съемки и уравновешивающий его элемент. Не следует допускать небрежности в этом вопросе. Если не отследить попадание в кадр второстепенных предметов или людей, получится "разбавленное" изображение, и зритель не поймет, что же является объектом съемки. Все ли предметы на фотографии одинаково важны? Если вы фотографируете живописный вид, например панораму, стоит ограничиться только самым необходимым и не перегружать кадр. Кроме того, следует помнить о разрешении снимка - это особенно касается фотографий, сняты
      х на цифровую камеру. Обрезание изображения в графическом редакторе окажет влияние на его оптимальное разрешение. Будьте скромными; компонуйте кадр так, чтобы в нем помещались все желаемые объекты и ничего более.
      Сменные объективы позволяют добиться интересных эффектов и сформировать различные композиции, кроме того, можно творчески воспользоваться явлениями сжатия и дисторсии. Если требуется немного приблизить объект съемки, сделайте это с помощью длиннофокусного объектива. Если же, наоборот, нужно, чтобы в кадр попало как можно большее пространство, вам пригодится широкоугольный объектив.
      Снимок может быть как горизонтальным, так и вертикальным. Ниже представлено несколько советов, которые помогут выбрать направление кадра.
      Различные панорамные виды следует снимать, располагая кадр горизонтально. Это же направление подходит для групповых снимков и фотографий различных сцен - оно акцентирует внимание на широте и размахе фотографии.
      Вертикальные снимки, напротив, подчеркивают высоту объекта съемки. Такое направление кадра прекрасно подходит для портретов. Также оно удобно, если нужно сопоставить маленький и высокий объекты.
      Фотографируя для газеты или журнала, всегда старайтесь делать два снимка: вертикальный и горизонтальный. Часто случается так, что в макет печатного издания можно вставить изображение строго определенного размера. При этом всегда есть шанс, что вы не будете знать об этом заранее и предоставите фотографию в неверном формате. (Это один из так называемых "законов Мерфи" для фотографов.)
      Итак, стоит уделить некоторое время компоновке кадра (рис. 9.6 и 9.7) и убедиться в том, что каждый оставленный пиксел имеет значение.
      Цвет
     
      С помощью цвета также можно улучшить композицию. Интересным станет снимок яркой, цветастой клумбы с тюльпанами, а старый, выцветший красный амбар расскажет свою замечательную повесть. Сформируйте кадр так, чтобы амбар занял основное положение - тогда его чудесный цвет привлечет внимание к снимку. Конечно, и в этом деле важно не переборщить, поэтому не слишком увлекайтесь цветами. Мало кто из нас захочет надеть зелено-сине-оранжевый костюм с белым в красную крапинку галстуком - точно так же стоит попытаться избежать подобного разнообразия цветов на фотог
      рафиях. Например, хорошим получится снимок, в котором много красного и немного других цветов, потому что красный создает композицию, а остальные цвета его уравновешивают.
      Для выделения объекта съемки можно использовать насыщенные цвета. Еще одно правило: хорошо сочетаются контрастные цвета, они подчеркивают друг друга. Например, вместо того чтобы снимать красную розу на фоне бледно-голубого неба, лучше попробовать расположить ее среди зеленых листьев. Противопоставление красного и зеленого цветов сделает фотографию "яркой". Также превосходно сочетаются близкие по тону цвета, и даже одноцветные фотографии могут быть весьма интересны. Хорошими примерами являются группа зеленых деревьев в лесу или пруд с голубой водой, в
      котором на камере от автомобильного колеса плавает ребенок. А если сфотографировать разбегающиеся в стороны песчаные дюны, все одинакового цвета и похожей формы, получится очень красивая композиция.
      Цвет помогает придать фотографии определенное настроение. Если на снимке запечатлен рассвет или сумерки, нежные цвета позволят фотографу передать свои эмоции и ощущения зрителям. Фотографии ярко-красных объектов излучают энергию и вызывают тревогу, изображения же в пастельных голубых и зеленых тонах излучают спокойствие и безмятежность. Как ни удивительно, недостаток цвета тоже может способствовать улучшению композиции. Попробуйте представить гавань в тумане - в этой картине отсутствуют все цвета, их приглушает и скрадывает бледно-серая мгла. Но в д
      оке стоит одинокая красная парусная лодка. Она сделает фотографию более интересной, оживит снимок. Еще один хороший пример: белое снежное поле, на котором единственным цветным пятном гуляет ребенок в яркой зимней одежде.
     
      Контраст
     
      Существует несколько способов повышения контрастности изображения - усилить ее можно с помощью цвета или освещения. Снимок, в котором глубокие тени граничат с хорошо освещенными областями, будет замечательно контрастным (рис. 9.8). Также контрастным получится изображение объекта, имеющего ярко выраженную текстуру, на фоне однородного заднего плана, например срез текстурной коры дерева на мягком размытом фоне.
      Негативное и позитивное пространства
     
      Пространство, занимаемое на фотографии объектом съемки, мы назовем позитивным, а все остальное, не использующееся пространство, например фон, назовем негативным. На снимке эти пространства взаимодействуют между собой и усиливают друг друга. Представьте фотографию зеленой ветки дерева на фоне голубого неба - небо активно участвует в формировании узора, образованного сплетающимися зелеными ветками, и, таким образом, является важной частью композиции.
      На рис. 9.9 представлен снимок лампы, на котором области между деталями лампы (то есть негативное пространство), покрашенные в два разных цвета, начинают формировать собственное изображение. Эти контрастные цвета делают фотографию интересной; негативное и позитивное пространства являются неотъемлемыми элементами композиции.
      Движение
     
      Современные фотоаппараты позволяют снять практически любую сцену, но одним из самых важных моментов является то, что теперь можно снимать движущиеся объекты, и фотографии при этом получаются резкими. Камеры дают возможность "остановить мгновение" - сфотографируйте несущуюся машину, едущего на велосипеде ребенка или парящего в небе коршуна. Снимки такого типа зачастую получаются более интересными для наблюдателя, чем изображения неподвижных объектов.
     
      ПРИМЕЧАНИЕ
      Ранние фотографии Эдварда Мойбриджа были посвящены изучению движения. Он снимал целые серии фотографий прыгающих людей и животных, используя камеру, которая обеспечивала на тот момент самую высокую скорость съемки. Его фотографии бегущей лошади помогли доказать факт, что во время галопа животное в некоторый момент отрывает от земли все четыре ноги. Намного позже доктор Гарольд Эджертон из Массачусетского технологического института (бостонцы зовут его MIT) исследовал высокоскоростные движения; на одной из наиболее знаменитых его фотографий изображен
      а пуля, пробивающая игральную карту.
     
      Чаще получается, что небольшая нерезкость контуров объекта гораздо эффективнее создает иллюзию движения, чем фотография объектов с четкими контурами. Для получения размытости следует немного увеличить выдержку. Если фотоаппарат автоматически определяет выдержку и диафрагму, его можно обхитрить, воспользовавшись нейтральным светофильтром. Есть еще один хороший способ показать на снимке скорость движения, я его называю "панорамой действия" (рис. 9.10).
      СОВЕТ
      Для так называемого "панорамирования движения" нужно установить выдержку примерно 1/30 с. При этом не очень важна скорость перемещения объекта съемки, но она повлияет на результирующее изображение. Усилить эффект позволяет длиннофокусный объектив, можно взять даже телеобъектив. Обычно для такой съемки используется горизонтальное направление кадра.
     
      Итак, пусть объектом съемки является спортивный автомобиль. Как только он попал в кадр, попробуйте нажать кнопку затвора и переместить фотоаппарат в направлении движения машины. Получится снимок (или несколько, если нажать на кнопку не один раз), на котором будут сочетаться остановка и размытие движения. Почти полностью размытым окажется фон, так как камера двигалась в момент съемки. Автомобиль же, напротив, получится относительно резким, поскольку он оставался в одном и том же месте кадра. Конечно, добиться его полной резкости вряд ли получится, но это и
      не требуется.
     
      Точка съемки и ракурс
     
      Точкой съемки называется место, где находится фотограф по отношению к видимым и изображаемым предметам. Удачно выбранный ракурс может сыграть решающую роль в построении композиции и сделать снимок привлекательным. Здесь основным правилом является следующее: если возможно, старайтесь избегать фронтальной съемки, такие фотографии обычно получаются нудными. Вместо этого посмотрите на объект под разными углами. Может быть, стоит сдвинуться чуть-чуть в сторону или вообще сфотографировать объект сбоку, взглянуть на него снизу или, наоборот, сверху. При съ
      емке пейзажа нужно решить, где расположить линию горизонта. Кроме того, с помощью широкоугольного объектива можно создать интересные эффекты, вызванные дисторсией.
      Конечно, здесь, как и во всяком деле, важно чувство меры. Если выбор точки съемки приводит к отвлечению внимания от основного объекта, это плохо - фотография теряет свое значение. Поэтому не слишком увлекайтесь. Нужно всегда помнить о той причине, которая побудила вас сфотографировать именно этот объект.
      В принципе, относительно выбора ракурса не существует никаких жестких правил, только постарайтесь не забывать об общей композиции и расположить объект в одной из "горячих" точек (рис. 9.11).
     

Цифровая фотография. Самоучитель. 3-е изд.. / С. Гринберг - СПб: Питер, 2003. - 352 с.

Экономика и управление | Право/a> | Бухгалтерский учет и налоги |