Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Дж. Маэстри
СЕКРЕТЫ АНИМАЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Цена: 91 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Разное (общие вопросы использования ПК, компьютерная архитектура, пользовательский интерфейс, компьютерные системы и информационные ситемы)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      В этой книге рассказывается обо всех этапах создания анимационных фильмов: от подготовки материально-технической базы и разделения труда между людьми различных профессий до технических нюансов разработки персонажей и их оживлению на экране. Книга предназначается тем, кто решил создать свой собственный анимационный фильм или работает в областях, связанных с производством анимаций. Чтобы понять излагаемый в книге материал, читатель должны иметь представление о компьютерах, компьютерной графике и программном обеспечении для трехмерного моделирования.
     
     
     
      Содержание
      Введение
      Необходимые знания
      Требуемое оборудование
      О подходе данной книги к программному обеспечению
      Последнее замечание
      От издательства
      Урок 1. Создание фильма
      Начинаем создание фильма
      Люди
      Финансирование создания фильма
      Демонстрация идеи
      Соглашение о разработке
      Бюджет
      Конечные сроки
      Сколько времени?
      Составление графика работы
      Сколько это будет стоить?
      Оптимальное использование бюджета
      Работа над фильмом
      Сюжет и идеи
      Моделирование и конструирование
      Диалог
      Фотолента
      Компоновка
      Анимация
      Отслеживание кадров и файлов в процессе работы над фильмом
      Рендеринг и выпуск
      Добавление звуковых эффектов
      Распространение
      Урок 2. Сюжет
      Персонажи и сюжет
      Мотивация создает персонаж
      Препятствия порождают конфликт
      Конфликт порождает драму
      Сюжет через действие
      Визуальное восприятие имеет решающее значение
      Разработка сюжета
      Не усложняйте сюжет
      Поиск предпосылки
      Разработка сюжета исходя из предпосылки
      Разработка сценария
      Диалог
      Визуализация сюжета
      Завершение сюжета
      Заключение
      Урок 3. Скелетная анимация персонажей
      Ползунки
      Автоматизация
      Соединение частей персонажа
      Прямое сопоставление
      Взвешенное сопоставление
      Выражения
      Математические вычисления
      Разница в программном обеспечении
      Типы переменных
      Простые выражения
      Создание ползунков с помощью выражений
      Сценарий
      Построение скелета
      Точки управления и ручки
      Создание точки управления
      Построение стопы
      Отладка движений стопы
      Построение позвоночника
      Ребра
      Плечи
      Предплечья
      Кисти рук
      Анимация лица
      Заранее заданные выражения лица
      Анимация замещения
      Видимость
      If/Then
      Построение анимации замещения
      Взвешенное сопоставление и анимация замещения
      Оболочка
      Деформаторы
      Колени и локти
      Плечи
      Заключение
      Урок 4. Способы и советы по анимации персонажа
      Учим персонажи думать
      Мысли рождаются в голове
      Персонажи — единое целое
      Правило 50/50
      Простота — это ключ
      Диалог
      Прослушивание звуковой дорожки
      Туловище и диалог
      Рот и диалог
      Анимация лица
      Выражение лица меняется
      Глаза
      Анимация туловища
      Преодоление «угловатости»
      Движение руки и кисти
      Хватание
      Реакция и замедленная реакция
      Шатание
      Анимация смеха
      Завершение смеха
      Многочисленные персонажи
      Хореография
      Кто первый?
      Толпа
      Окружение
      Заключение
      Урок 5. Движение человека
      Наблюдение
      Равновесие и вес
      Сила тяжести и другие силы
      Масса персонажа
      Движение тела
      Мышечная энергия
      Эффект маятника
      Вращение
      Анимация передвижения
      Изменение скорости движения
      Изменение направления движения
      Ходьба вверх и вниз по наклонной плоскости
      Воздействие внешних сил
      Поднимание предмета
      Толкание предмета
      Перетаскивание предмета
      Перетаскивание персонажа
      Анимация ритмичного движения и танца
      Чувство ритма
      Подсчет шагов
      Движение бедрами
      Движение верхней части туловища
      Шаги
      Индивидуальность персонажа
      Боевые искусства
      Позы в боевых искусствах
      Удар кулаком
      Удар ногой
      Удар ногой в прыжке
      Получение удара
      Заключение
      Урок 6. Актерское мастерство
      Актерское исполнение и анимация
      Исполнение и сюжет
      Знание инструментов
      Знание зрителя
      Знание персонажей
      Описание персонажа
      Биография персонажа
      Актерские приемы
      Сопереживание
      Воодушевление
      Движение
      Причина и следствие
      Объект внимания
      Ясность
      Простота
      Предшествующий момент
      Статус
      То, что дано и не подлежит изменению
      Актерское исполнение и тело
      Голова
      Плечи
      Кисти рук
      Позвоночник и осанка
      Другие приемы
      Сенсорная память
      Упражнение по мысленному перевоплощению персонажа в животное
      Эмоциональная память
      Заключение
      Урок 7. Движение животных
      Четвероногие млекопитающие
      Скелеты четвероногих животных
      Анализ ходьбы четвероногих
      Анимация цикла ходьбы четвероногих животных
      Способы передвижения четвероногих животных
      Рысь
      Легкий галоп
      Галоп
      Стилизованная ходьба
      Пресмыкающиеся
      Змеи
      S-образное передвижение
      Петлеобразное передвижение
      Передвижение, при котором тело складывается подобно гармонике
      Прямолинейное передвижение
      Построение змеи
      Динозавры
      Насекомые и пауки
      Сборка насекомых для анимации
      Анализ ходьбы шестиногих
      Перемещение тела
      Передвижение ног
      Передвижение паука
      Заключение
      Урок 8. Антропоморфная анимация
      Степень реалистичности анимации
      Создание персонажа
      Моделирование персонажа
      Добавление лица
      Добавление конечностей
      Построение персонажа
      Анимация предметов
      Верный расчет времени
      Анимация персонажа, состоящего из сочленений
      Анимация деформированных персонажей
      Простые деформации: масштабирование, изгиб, поворот, сведение на конус
      Деформации с помощью решетки
      Сгибание вдоль сплайна
      Скелеты
      Заключение
      Урок 9. Игры
      Создание игр
      Создатели игр
      Платформы
      Игровой дизайн
      Создание персонажей для игр
      Низкополигональное моделирование
      Текстура
      Построение персонажей для игр
      Анимация для игр
      Игры и их постановка
      Стандартные движения
      Циклы
      Создание цикла
      Анимация простого цикла ходьбы
      Передвижение персонажей
      Переходы между различными типами движений
      Составление блок-схем
      Переход от одного движения к другому
      Переход от одного движения к нескольким
      Переход от нескольких движений к нескольким
      Заключение
      Алфавитный указатель
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      Урок 2
      Сюжет
      Персонажи и сюжет
      Сюжет через действие
      Визуальное восприятие имеет решающее значение
      Разработка сюжета
      Разработка сценария
      Визуализация сюжета
      Завершение сюжета
      Анимация персонажей, по существу, тесно переплетается с сюжетом. Далее будет показано, как персонажи управляют развитием сюжета, и наоборот, как сюжет характеризует персонаж. В хорошем сюжете присутствуют мотивация персонажей, конфликт и возможные пути его решения. Без этих элементов персонажи не будут выглядеть правдиво и реалистично.
      Умение хорошо рассказывать существенно повысит ваше анимационное мастерство. Понимая, на каком этапе находится сюжет в каждой отдельной сцене, легче придумать, как именно персонажи должны действовать и вести себя, чтобы способствовать развитию сюжета. Тем, кто собирается снимать свой собственный фильм, следует помнить, что интересный сюжет играет важную роль в создании фильма.
      Персонажи и сюжет
      Первым делом, до начала анимации, нужно решить, о чем она будет, иными словами — придумать сюжет. Кроме того, требуется решить, какие персонажи будут в нем задействованы. Общий замысел фильма зависит от того, что разрабатывается в первую очередь — сюжет или персонажи.
      Имея под рукой сюжет для анимации, следует начать с разработки персонажей. В свою очередь, обладая серией ранее смоделированных персонажей, потребуется начать с разработки сюжета. Таким образом, например, создаются телевизионные сериалы: персонажи практически не изменяются, сюжеты «кроятся» под них.
      Очень скоро вы увидите, что сюжет и персонажи сильно взаимосвязаны. Выбранный сюжет характеризует персонажей через их поступки. Сильные характеры, в свою очередь, оказывают влияние на сюжет. Сэр Лоренс Оливье (Lawrence Olivier) исполняет Гамлета совершенно иначе, чем Мел Гибсон (Mel Gibson). Разница будет еще более ощутимой и комичной, если в этой роли представить такой персонаж, как кролик Багз Банни (Bugs Bunny).
      Персонаж делается более жизненным с помощью мотивации его действий и преодолеваемых трудностей. Конфликтные ситуации, в которые попадает персонаж, стремясь к достижению цели, делают выполнение задачи более интересным. Перечисленные компоненты являются залогом хорошего сюжета.
      Мотивация создает персонаж Мотивация объясняет причины поступков персонажа на протяжении повествования. Персонажи мотивируются своими потребностями. Маленький бродяга голоден и нуждается в пище. Преуспевающий газетный магнат жаждет денег и власти. Лорел (Laurel) и Гарди (Hardy) нужно доставить пианино. Отношение аудитории к персонажу определяется его желаниями и потребностями. Методы, с помощью которых персонажи преследуют свои цели, дают зрителям ключ к разгадке их характеров. Например, два персонажа участвуют в предвыборной борьбе за политический пост.
      Один из них ведет себя честно, второй пускает в ход все свое коварство. И тот, и другой преследуют одну и ту же цель — сделать политическую карьеру, — но их личностные качества являются причиной абсолютно различного поведения. Другим ярким примером может быть простое задание: перепрыгнуть через лужу. Фред Астер (Fred Astaire) сделает это грациозно, Бастер Китон (Buster Keaton) может поскользнуться и даже упасть лицом вниз. Каждый отдельно взятый персонаж преодолевает трудности по-своему.
      Препятствия порождают конфликт
      Если вам удалось определить потребности своих персонажей, вы наверняка сумеете придумать препятствия, которые им нужно преодолеть. Это добавит сюжету занимательность. Если Лорел и Гради доставят пианино безо всяких приключений, никакой истории не получится. Поместите очень крутую лестницу на их пути, и им будет что преодолеть. Комедийная ситуация является следствием множества способов уронить пианино. Преодоление препятствия в виде лестницы — это то, что порождает комедию. Препятствия могут быть как физического характера, например лестница, так и пр
      инимать иные формы. К примеру, персонажу может потребоваться преодолеть страх. В любом случае, препятствия порождают конфликт в повествовании.
      Конфликт порождает драму
      В основе повествования лежит конфликт. Персонаж, идущий по улице, — не сюжет. Это совсем не интересно. Персонажу нужна мотивация: возможно, он опаздывает на собственную свадебную церемонию? Если улица усеяна кожурой от бананов, появляется препятствие, порождающее конфликт и начало сюжета. Удастся ли персонажу избежать банановой кожуры? Поскользнется ли он? Если да, то что будет затем? Успеет ли он на церемонию, и как он будет к этому времени выглядеть? Все это зависит от рассказчика.
      Разумеется, более крупные конфликты могут породить более запутанные и значимые сюжеты. Запутанность добавляет фильму пикантность. В то же самое время, сюжетная линия обязательно должна быть понятной и не слишком сложной. В ней, как правило, присутствуют основные мотив и конфликт, а также ограниченное количество второстепенных конфликтов, придающие сюжету большую занимательность.
      Рассмотрим в качестве примера простой сюжет: сумасшедший ученый создает монстра, сбегающего из лаборатории и терроризирующего целый город. К сожалению, ученый не может решиться на убийство собственного творения. В приведенном сюжете присутствует несколько конфликтов. Главный конфликт заключается в том, что ученый пытается преодолеть любовь к своему созданию. Второстепенных конфликтов несколько: поиск способа уничтожить монстра, избежать участи быть убитым монстром и т. д.
      Другим примером является невинно осужденный человек, предпринимающий побег из тюрьмы и прячущийся от полиции, пытаясь вернуть себе доброе имя. Конфликт с полицией очевиден, мотив обелить себя подтверждает его невиновность. Это и есть движущие силы сюжета. Полицейские и погоня добавляют большее количество препятствий и конфликтных ситуаций, делая повествование более увлекательным.
      Способ, используемый персонажем для выхода из конфликтной ситуации, помогает аудитории понять особенности его характера. Причиной того, что сумасшедший ученый не может убить монстра, является его любовь к своему творению. Это, в свою очередь, вызывает сопереживание со стороны зрителей.
      Конфликт может носить и более тонкий характер. Во многих сюжетах используются внутренние конфликты: персонаж, борющийся со своими пороками, взрослеющий или меняющийся тем или иным образом. Внутренний конфликт обязательно проявляется внешне. Неуверенный в себе персонаж, например, может подчиняться своему доминирующему партнеру по браку. Конфликт разрешается только тогда, когда персонаж восстает против собственной нерешительности и перечит супругу. События, ведущие к этому противостоянию, и есть сюжетная линия повествования.
      Проведем параллель с военными действиями: развязка наступает, когда конфликт исчерпан. Это и есть «расплата» за пережитое. Как в случае с фильмом «Беглец» (The Fugitive), настоящий преступник пойман, и герой выпускается на свободу. Или нет. Развязки зачастую принимают форму хэппи-энда: «и они счастливо жили дальше». Это может быть удачным решением для детского фильма, хотя более интересным вариантом является концовка с непредвиденным поворотом в развитии событий — последний сюрприз для зрителей.
      Упражнение 1. Мотивация персонажа
      Посмотрите несколько фильмов. В каждом из них попытайтесь определить основную мотивацию персонажа, а также конфликты и препятствия, возникающие на пути. Каким образом персонаж преодолевает препятствия? Какой является развязка конфликта?
      Сюжет через действие
      Работая над романом, автор проникает в сознание персонажа, чтобы передать то, о чем он или она думает. Такую строку, как «Мэри была довольна собой», легко добавить в роман. Однако в работе над сценарием предложения подобного рода становятся источником серьезных проблем. Нельзя просто сказать, что Мэри счастлива, необходимо это показать. Как еще можно донести до аудитории ее чувства? Зрители не читают сценарий, они смотрят фильм. Мэри придется продемонстрировать смену эмоций через поступки, которые понятны аудитории.
      То, каким образом она продемонстрирует эмоции, также даст ключ к пониманию ее характера. Если девушку отличает робость, то, возможно, она просто улыбнется. Более общительная Мэри может запрыгать от радости. Этот момент можно совместить с диалогом, дополняющим действие. Действия девушки характеризуют ее. Сюжет заключается в анализе характера Мэри и того, как она изменяется.
      Действия точно характеризуют персонажей. Аудитория не знает, что это за персонаж, до тех пор пока он не начнет двигаться и действовать.
      Визуальное восприятие имеет решающее значение
      Фильм и анимация являются, главным образом, визуальными средствами. Аудитория извлекает основную информацию из того, что видит. Исследования показывают, что визуальные средства более значимы, чем словесные. Если аудио противоречит изображению, изображение одержит победу. Политики используют этот факт и достигают значительных успехов. Если политик появляется в программе новостей в визуально привлекательной или патриотической обстановке, зрители воспринимают его более позитивно, даже если рассказ журналиста приводит негативные оценки.
      Это не значит, что диалог и аудио не важны. Звуковые эффекты играют важную роль. То, что говорит персонаж, очень важно. Однако то, что персонаж делает, играет еще более значимую роль. Изображение определяет звук, а не наоборот. Такая строка диалога, как «Я так счастлив», будет воспринята буквально, если персонаж радостно улыбается и двигается. Если же персонаж печален, когда произносит это, зритель больше поверит изображению и интерпретирует слова персонажа как грустные или ироничные. Работая над сценарием для анимации, обязательно нужно учитывать роль зрит
      ельного восприятия.
      Разработка сюжета
      Структура сюжета включает в себя ряд важных моментов. Во-первых, персонаж должен мотивироваться потребностью. Чтобы удовлетворить свою потребность, персонаж должен преодолеть препятствия. Когда персонаж преодолевает препятствия, зрители узнают, что он из себя представляет. Описать эти составляющие нетрудно, но создать хороший сюжет — искусство. Имея представление об основных элементах повествования, можно начинать самостоятельную разработку собственных сюжетов.
      Существует несколько типов сюжетов. В простом сюжете с завершенной фабулой имеются начало, середина и конец. Существуют сюжеты, состоящие из последовательности шуточных розыгрышей, как, например, в мультфильме «Кролик Багз и Дорожный Бегун» (Road Runner). И даже в таких простых мультфильмах присутствуют базовые понятия сюжета: мотив Койота — поймать Багза Банни. На его пути к достижению цели возникает большое количество препятствий.
      Не усложняйте сюжет
      Очень интересно придумывать самые невероятные и запутанные сюжеты, но всему есть пределы. Даже бюджет самого большого фильма-сенсации (blockbuster) ограничен. При работе над собственным фильмом лимитировано время, которое вы можете уделить проекту. Выполнение многих проектов нередко прекращается на полпути.
      При создании любого проекта возникает желание откусить больше, чем можешь прожевать. Создать сюжет легко, а реализовать его намного сложнее. Не следует забывать об ограниченности времени и бюджета. Понимание того, сколько времени и сил требуется для создания отдельного фильма, приходит с опытом. Чем больше фильмов вы сделаете, тем лучше будете осознавать, сколько потребуется времени и затрат на реализацию очередного проекта.
      Студентам, работающим над своим первым фильмом, советуем не делать его слишком большим. Ограничьтесь небольшим количеством персонажей и несложной ситуацией. Две-три минуты — более чем достаточно; четыре-пять минут — амбициозно. Фильмы длительностью свыше пяти минут потребуют посторонней помощи. Помните, что классические мультфильмы компании Warner Bros. длятся всего шесть минут.
      Придерживайтесь простоты в разработке любого проекта. В основе большинства самых лучших короткометражных фильмов лежат очень простые фабула и сюжет. Короткометражные ленты компании Pixar — великолепный пример использования небольшого количества персонажей и одного простого конфликта. Еще одним доводом в пользу простого сюжета и ограниченного количества персонажей является то, что при наличии большого количества персонажей увеличивается длительность фильма. Ведь анимация персонажа касается только одного персонажа, не так ли?
      Поиск предпосылки
      Разрабатывать сюжет можно по-разному. Некоторые предпочитают записывать свои мысли на бумаге. Некоторые разрабатывают сюжет визуально. Одним из способов является поиск творческих идей методом «мозгового штурма» (brainstorming). «Мозговой штурм» пробуждает творческие способности. Возьмите лист бумаги и начните записывать идеи. Если вы любите рисовать, можете делать несложные наброски, разрабатывая сюжет визуально.
      В сюжете должны присутствовать, по крайней мере, один персонаж, один мотив и одно препятствие. Он может быть таким простым, как, например, ребенок, пытающийся открыть контейнер с функцией защиты от детей. Или, перевернув идею с ног на голову, взрослый, неспособный открыть контейнер с функцией защиты от детей, в то время как ребенок, собака или даже ручной хомячок легко справляются с этой задачей. Персонаж может быть чрезвычайно голоден, при этом пищу оказывается достать неимоверно сложно. Основой сюжета может послужить обычная сказка о трех поросятах, стро
      ящих свои домики из соломы, веток и кирпичей, чтобы спрятаться от волка. При желании эту идею можно неожиданно переиграть, превратив поросят в лабораторных крыс, строящих лабиринт из молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, чтобы спастись от ученого. Таким образом, центральную идею фильма можно сформулировать в нескольких строках. Эти строки называются предпосылкой (premise). Хорошая предпосылка — залог хорошего фильма.
      Упражнение 2. Создание предпосылки для короткометражного фильма
      Это тренировка творческих способностей. Возьмите лист бумаги и запишите любые предпосылки, пригодные для экранизации, размером в одну строку. Чем больше предпосылок, тем лучше. Замечательно, если вы заполните больше, чем один лист. Можете потратить на это упражнение несколько дней, записывая идеи в блокнот по мере их появления. На этом этапе требуется просто создавать идеи персонажей и/или сюжетов. Идеи могут быть как законченными, так и незаконченными. Основной задачей является раскрепостить свой разум, проявить творческие способности и придумать стол
      ько идей, сколько возможно. Не стесняйтесь записывать идеи, которые кажутся вам неудачными. Иногда они служат впоследствии источником хороших идей. Не стоит ничего редактировать; отнеситесь к процессу творчески.
      Отложите листок с идеями в сторону на пару дней, затем вернитесь к нему и перечитайте заново, оценивая объективно. Попробуйте представить, какую форму примет сюжет для каждой из предпосылок. Помните, что для завершенного сюжета требуются три вещи: персонаж, мотивация и препятствия.
      Чтобы удостовериться, что та или иная предпосылка является многообещающей, можно развить основную идею на бумаге или даже описать в общих чертах идеи, подходящие для шуток или забавных ситуаций. Если элементов сюжета хватает с избытком, шансы того, что найдена удачная предпосылка, велики. Если вам не удается представить, каким образом реализовать предпосылку в фильме, оставьте на время эту идею, она может пригодиться в следующий раз.
      Разработка сюжета исходя из предпосылки
      Очевидно, что количество возможных предпосылок ограничивается лишь вашим воображением. Как только предпосылка создана, необходимо задуматься над тем, как реализовать ее в фильме.
      Самый первый вопрос, которым нужно себя озадачить, — можно ли вообще сделать фильм, исходя из данной предпосылки? Например, в рассказе о рыбе может потребоваться анимировать воду. В повествовании о цирюльнике может потребоваться реалистично анимировать волосы. Задумайтесь, позволит ли ваше программное обеспечение справиться с типом кадров и персонажей, удовлетворяющих требованиям предпосылки. Если нет, лучше отказаться от этой предпосылки или обыграть ее иным способом.
      Необходимо подумать и о длине сюжета. Некоторые сюжеты нельзя изложить в течение нескольких минут, хотя вы будете удивлены, как много можно передать за этот период времени. Сюжеты многих видеороликов грандиозны, что не мешает им укладываться в 30–60 секунд. Однако, как правило, чем проще, тем лучше. Это значит, что нужно сконцентрировать внимание на небольшом количестве персонажей, одном мотиве и небольшом количестве конфликтов.
      Для конкретизации сюжета можно еще раз обратиться к «мозговому штурму», чтобы придумать максимально возможное количество идей, относящихся к сюжету. Запишите все идеи на карточках, чтобы их можно было отслеживать и составлять в сюжет.
      Если предпосылка удачна, может возникнуть очень много идей, порой даже больше, чем позволяют временные рамки. Следующей проблемой становится необходимость сократить мультфильм почти наполовину. Отказ от интересного материала всегда нелегок.
      Избыток материала может восприниматься и как благословение, и как проклятие. Если сюжет отличает повышенная сложность, сокращение материала сделает его непонятным. В этом случае может потребоваться сделать шаг назад и видоизменить предпосылку или ключевые моменты сюжета, чтобы уложить длительность фильма в желаемые рамки. Если же часть материала можно выбросить без особого ущерба для сюжета, вам повезло с избытком хорошего материала. Отбор самого лучшего материала сделает фильм более качественным. Даже если под рукой имеется огромное количество зам
      ечательного материала, не заблуждайтесь, думая, что все, что требуется, — лишь поместить его в фильм. Каждый дополнительный кусок материала означает дополнительную анимацию. Грубо говоря, если откусить больше, чем можешь прожевать, можно и подавиться.
      Упражнение 3. Конкретизация предпосылки
      Для этого упражнения потребуется много карточек. Выберите понравившуюся предпосылку из предыдущего упражнения. Руководствуясь предпосылкой, придумайте ключевые моменты сюжета, записывая или делая зарисовки каждого момента на отдельной карточке. Эти моменты могут быть простыми, как, например, «Она идет по улице» и «Замечает что-то в окне». Если возникла идея для визуальной шутки, зарисуйте ее. На этом этапе следует просто произвести большое количество идей. Если идеи появляются с большим трудом, можно взять другую предпосылку.
      Записав все возникшие идеи, просмотрите все карточки и организуйте их в приблизительный план сюжета, прикрепляя карточки к стене или раскладывая их на столе. В итоге получится общее представление того, как будет выглядеть сюжет.
      Разработка сценария
      Имея в наличии огромное количество идей, записанных на карточках, необходимо составить точную последовательность сюжетных событий, включая развязку. Вернемся к идее со взрослым человеком, у которого не получается открыть бутылку с функцией специальной защиты от детей. Мотивация взрослого — добраться до содержимого бутылки; препятствие — непонятно снимающаяся с бутылки крышка.
      Конкретизируя сюжет, взрослый использует множество самых странных способов, чтобы снять крышку, — консервный нож, паяльную лампу, динамит. Способность любого другого персонажа (ребенка, собаки, хомячка) открыть бутылку без особых затруднений оскорбляет взрослого и усиливает его мотивацию. Он видит, что его желание осуществимо.
      Формирование сюжета означает, что требуется придумать последовательные шутки. В сюжете с простой структурой попытки взрослого могут чередоваться с попытками других персонажей. Взрослый пытается открыть бутылку рукой, сдается, затем подходит ребенок и открывает ее. Это вызывает дальнейшую мотивацию взрослого, прибегающего к более решительным мерам. Все они терпят неудачу, появляется следующий персонаж и открывает бутылку. Борьба взрослого с бутылкой обостряется и т. д.
      Все эти конфликты должны логично вести сюжет к развязке. Развязка может быть примитивной — взрослый сходит с ума от досады; ироничной — взрослому удается открыть бутылку, чтобы обнаружить, что она пуста; фантастичной — головная боль взрослого настолько велика, что его голова взрывается. Можно прибегнуть к сюрреалистичной концовке фильма «Сумеречная зона» (Twilight Zone), в которой взрослый и окружающий его мир сами содержатся в гигантской бутылке с защитой от детей. Количество возможных поворотов бесчисленно для любого сюжета.
      Закончив работу над структурой сюжета, нужно написать сценарий. Он может состоять из простого пошагового плана действий или являться полноценным сценарием с диалогами и руководством по экранизации.
      Диалог
      При создании сценария иногда возникает потребность в диалоге. Разумеется, это не является требованием — во многих из лучших мультфильмов диалоги вообще отсутствуют. Но диалог существенно способствует характеристике персонажей. Интересный сценарий и талантливое озвучивание сделают персонажей более реальными, а их личностные качества более жизненными. Хорошая звуковая дорожка помогает в анимационной работе, позволяя аниматорам использовать ее в качестве руководства к игре персонажей.
      Решив добавить в фильм диалог, отнеситесь максимально требовательно к своим писательским способностям. Создать естественный и непринужденный диалог довольно трудно. Приведем ряд советов, облегчающих процесс.
      Во-первых, слушайте реальные разговоры. Полезно даже записать их на пленку, а затем переписать на бумагу, чтобы увидеть, как они работают. Вы увидите, что люди в большинстве случаев употребляют короткие предложения или фразы и нередко перебивают друг друга.
      Другим способом почувствовать диалог является вообразить персонаж в роли известной личности. Сильный персонаж может, к примеру, говорить как Роберт де Ниро (Robert DeNiro), Хамфри Богарт (Humphrey Bogart) или Марлон Брандо (Marlon Brando). Начиная работу над диалогом, можно руководствоваться речевыми образцами известных личностей. Далее персонаж, скорее всего, начнет жить своей собственной жизнью и отклонится от речи, взятой за образец. Если в основе речевой манеры персонажа лежит речь известной личности, необходимо аккуратно подбирать озвучивающий его голос — не позволяй
      те актерам имитировать голоса знаменитостей. (Если только это не пародия.)
      Нередко возникает проблема избыточного количества диалогов. Продолжительные диалоги могут поглотить драгоценное экранное время. Диалог может снизить качество фильма, если только он не чрезвычайно талантливо составлен и исполнен. Хотя это и не является непреложным правилом, анимация только выигрывает при наличии коротких, энергичных диалогов. Одного или двух предложений более чем достаточно, чтобы озвучить действие и продолжить развитие фильма. Такие предложения легче исполнять и сопровождать анимацией. Необходима веская причина для того, чтобы персонажу потребовалось сказать что-либо пространное. Практика показывает, что кадры с актерским исполнением задерживают внимание аудитории всего на двадцать секунд. Попытайтесь услышать разговор, длящийся дольше без переключения на другую тему. Поскольку анимация обычно длится еще меньше, чем кадры полнометражного фильма, период захвата внимания еще короче.
      Упражнение 4. Сценарий для сюжета
      Имея простой сюжет, напишите для него сценарий. Включите в сценарий диалоги, созданные для персонажей.
      Визуализация сюжета
      На этом этапе, в дополнение к работе над сценарием, требуется заняться визуализацией. Анимация — великое визуальное средство, поэтому вам наверняка потребуется увидеть, как выглядит каждый кадр фильма. Даже если вы делаете рисованные наброски, схематическое изображение идей в покадровой форме поможет лучше понять, как именно будут инсценированы шутки и забавные ситуации.
      Целью ставится сделать черновой вариант фильма, а не нарисовать красивые картинки. Точность в изображении персонажей на этом этапе менее важна, чем композиция и развитие фильма в целом. До тех пор, пока раскадровка передает идею, ее внешний вид не играет существенной роли — особенно если она выполняется для личного использования. Совсем несложно влюбиться в набросок плохого кадра из-за ограничений во времени. Если заказчику хочется видеть чистовой вариант раскадровки, сделайте его после того, как разработаете все детали.
      Работая над раскадровкой, желательно отслеживать «дыры» в сюжете и придумывать возможные шутки. Иногда получается так, что шутки, которые замечательно выглядели в сценарии, не производят должного визуального впечатления. Гораздо удобнее и дешевле вырезать их на этом этапе, чем после того, как будет закончен фильм.
     

Секреты анимации персонажей. / Дж. Маэстри - СПб: Питер, 2002. - 224 с.

Экономика и управление | Право/a> | Бухгалтерский учет и налоги |