Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

А. Левин
САМОУЧИТЕЛЬ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ. НАЧИНАЕМ С WINDOWS. 2-Е ИЗД..
Цена: 140 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Разное (общие вопросы использования ПК, компьютерная архитектура, пользовательский интерфейс, компьютерные системы и информационные ситемы)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Новая версия популярной книги для начинающих пользователей персональных компьютеров. Посвящена практическим вопросам освоения ПК. Большое внимание уделено самым характерным трудностям и проблемам, обращается внимание на типичные ошибки. По сравнению с 7 изданием «Самоучителя рабо-ты на компьютере» проведена радикальная переработка первых разделов книги в расчете на пользователей современных компьютеров с операционной системой Windows. В книге рассмотрены приемы и способы работы в Windows 95, Windows 98 и Millennium, а также Windows 2000 и XP, с прикладными программами из ко
      мплекта Windows – текстовыми и графическими редакторами, дисковыми утилитами, проигрывателями компакт-дисков и видео, прочими полезными программами (календарь, калькулятор, планировщик заданий и др.). Подробно рассмотрены самые популярные программы для подготовки текстов (Microsoft Word) и электронных таблиц (Excel). Большое внимание уделено способам настройки операционной системы, методам обнаружения неисправности в ком-пьютере, устранению последствий сбоев и зависаний. Отдельные небольшие разделы посвящены режиму MS-DOS и популярному файловому менеджеру Norton Commander, архиваторам ARJ и WinZip, антивирусным программы Doctor Web и Антивирус Касперского. В заключительных разделах книги рассказывается об Интернете, электронной почте и веб-пейджерах. Рассмотрены способы эффектиной работы во всемирной Сети, быстрого поиска информации на поисковых серверах Интернета.
     
     
      Содержание
      1. Компьютер — это очень просто!
      Что такое компьютер и из чего он состоит?
      Кнопки и клавиши
      2. Самое начало
      Включил компьютер — глядь, а там...
      Прогулка по столу
      Мышка и ее применение в народном хозяйстве
      Панель задач (Taskbar)
      Главное меню Windows (Main Menu)
      Меню Пуск в Windows XP
      Игра Сапер как типичный представитель
      Работа с диалоговыми окнами и меню
      Управление окном
      Системный лоток (System Tray)
      Панель быстрого запуска (Quick Launch)
      Что такое файл
      Типы файлов — типы значков
      Имена файлов в MS-DOS
      Прогулки с проводником
      Выход из папки, возврат, быстрый переход
      Зачем и как копировать файлы
      Перемещение файлов
      Отмена команды
      Дерево папок
      Копирование нескольких файлов
      Сортировка файлов в окне
      Ноготки вместо значков
      Измерение файлов, папок и дисков
      Копирование файлов: вопросы и проблемы
      Большой карман на все случаи жизни
      Самый быстрый способ копирования файлов: отправить куда подальше
      Как заглянуть в файл (и зачем)
      Создание папок
      Корзина (Recycle Bin)
      Как установить новую программу или игру
      Реформы в меню программ
      Как удалить программу
      Запуск программ с помощью командной строки
      Поиск файла: найти то, не знаю что
      Поиск по ключевым словам
      Создание ярлыка
      Свойства папок
      Свойства ярлыка
      Свойства прочих объектов в Windows
      Меню проводника
      Избранное (Favorites)
      Как прожить без мыши?
      3. Какие бывают программы
      Операционные системы
      Программы для работы с текстами
      Графические редакторы
      Музыкальные и звуковые редакторы
      Базы данных, электронные таблицы, бухгалтерские программы
      Телекоммуникационные программы
      Еще кое-какие программы
      Интегрированные пакеты программ
      Игры
      4. Дисковые утилиты из комплекта Windows
      Проверка диска
      Дефрагментация диска
      Форматирование дискет
      Копирование дискет
      Очистка диска
      Преобразование файловой системы диска
      Резервное копирование
      Программа создания логических дисков Fdisk
      Подключение нового винчестера
      Управление дисками в NT
      5. Настройка Windows
      Установка Windows
      Режимы работы проводника
      Настройка панели задач
      Настройка главного меню и панели задач в Windows XP
      Настройка рабочего стола
      Настройка видеосистемы
      Панель управления (Control Panel)
      Панель управления: Принтеры
      Настройки принтера
      Панель управления: Система
      Панель управления: Установка и удаление программ
      Панель управления: Установка оборудования
      Шрифты
      Справка Windows
      6. Текстовые редакторы Windows
      Чего же мы хотим от текстовых редакторов?
      Малая компьютерная автоматизация, или Что лучше — думать или трясти?
      Проверка правописания, или Учу граматеке па прагрэсиуному курсу
      Кодировки, кодировки…
      Блокнот (Notepad)
      Текстовый редактор WordPad
      7. Графические программы Windows
      Простая рисовалка Paint
      Чем рисуют в Paint’е
      Отмена операции и ластики
      Чертежные инструменты
      Как не допускать ошибок?
      Текст на рисунке
      Операции редактирования
      Преобразования формы и цвета
      Какие бывают графические файлы
      8. Мультимедийные программы Windows
      Регулятор громкости
      Универсальный проигрыватель (Media Player)
      Лазерный проигрыватель
      Проигрыватель Windows Media
      Аудиоредактор Звукозапись (Sound Recorder)
      Качество звука в компьютере
      9. Еще некоторые полезные программки
      Запись на компакт-диск
      Таблица символов (Character Map)
      Калькулятор
      Планировщик заданий
      10. DOS-программы
      Запуск DOS-программ в многозадачном режиме
      Что делать в режиме MS-DOS?
      Файловые менеджеры для DOS-режима
      11. Архиваторы
      Что такое архиваторы?
      Создание архива и добавление файлов в архив
      Как достать файлы из архива
      Удаление файлов из архива
      Как заглянуть в архив
      Самораскрывающийся архив
      Как WinZip стал универсальным
      Архивация с разрезанием и архивация по частям
      Информация к размышлению
      Работа с архивами в Norton Commander
      Zip-архиватор в Windows Me и XP
      Сжатие папок на дисках NTFS
      12. Компьютерные вирусы и борьба с ними
      Вирусы и антивирусы
      Доктор Web
      Антивирус Касперского
      Советы для спокойной жизни
      13. Борьба с неприятностями
      Сбои и зависания
      Зависания в Windows 2000 и XP
      Виды перезагрузки
      Режимы запуска Windows
      Меню операционных систем
      Загрузка Windows с дискеты
      Файлы конфигурации Windows
      Редакторы файлов настройки
      Файл config.sys
      Файл автозапуска autoexec.bat
      Ремонтные утилиты Windows
      Поиск и устранение неисправности
      CMOS Setup
      Индикаторы ресурсов
      14. Популярный текстовый редактор Microsoft Word
      Установка Word
      Внешний вид и органы управления
      Новый документ
      Набор текста
      Сохранение и открывание файлов
      Перемещение по тексту
      Выделение фрагментов
      Операции над выделенным фрагментом: правка
      Операции над выделенным фрагментом: оформление
      Шрифтовое оформление
      Оформление абзаца
      Таблицы
      Стили и шаблоны
      Поиск и замена
      Проверяем правописание
      Автозамена
      Автотекст
      Переносы
      Номера страниц и колонтитулы
      Параметры страницы
      Печать
      Настройки и параметры
      Макрокоманды
      Структура документа
      Оглавление
      Сноски
      Исправления
      Кадры и надписи
      Рисунки
      Прочие полезные умения Word'а
      Простая векторная рисовалка Word'а
      15. Электронные таблицы Excel
      Начинаем работать с электронными таблицами
      Копирование ячеек и формул
      Имена ячеек
      Арифметические операции и операции с текстом
      Длинные числа и надписи
      Округление и форматы чисел
      Правка
      Мастер функций
      Функции Excel
      Виды ошибок
      Сортировка
      Фильтрация
      Маленькие хитрости ради большого дела
      Мастер диаграмм
      Оформление таблицы
      Печать и предпечатная подготовка
      16. Прогулки по Интернету
      Что такое Интернет и как с ним бороться
      Что нужно для подключения к Интернету
      Настройка Windows для подключения к Интернету
      Подсоединение к Сети
      Ваш первый выход в свет
      Быстро и с комфортом
      Вопросы языкознания
      Размер имеет значение
      Еще четыреста сравнительно честных способов путешествий по Интернету
      Будьте моим хомяком!
      Автономный просмотр веб-страниц
      Мой адрес не дом и не улица
      Что бывает в Интернете, кроме WWW
      Сохранение веб-страничек и их просмотр
      Найти и не сдаваться!
      Слушай и смотри
      Настройки и параметры Internet Explorer
      Что нам стоит дом построить?
      Хомяк халявный
      17. Электронная почта, телеконференции и прочая электросвязь
      Электронная почта
      Два почтальона
      Настройка почты
      Письмо самому себе
      Письмо «не себе»
      Правила политеса
      Ответ и пересылка
      Сохранение писем
      Храните письма в банке с сообщениями!
      Присоединение файлов к письму (attachment)
      Защита от спамеров и зануд
      Халява, сэр!
      Адресная книжка Windows
      Обсуждения и телеконференции
      Телеконференции
      Общение в прямом эфире
      Windows Messenger (MSN Messenger)
      18. Вместо заключения: некоторые общие советы по выбору программ
      Приложения
      Алфавитный указатель
     
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      1. Компьютер — это очень просто!
      Столь обнадеживающему утверждению не поверят:
      а) те, кто в глаза не видал компьютера;
      б) те, кто купил себе компьютер, привез домой, включил, ну и, натурально, с тоской глядит на непонятные слова и картинки, не зная, что с ними делать;
      в) наконец, те, кому показали, как запускать какую-нибудь игру или нужную для работы программу, зато все остальное для них — темный лес.
      Автор этой книжки сиживал подолгу за компьютером, обложившись — как же иначе? — со всех сторон замечательными книжками, которые ему посоветовали для самообразования. Но книжки оказались темноваты, и основной упор пришлось делать на самый могучий научный метод российского самообразованца: метод научного тыка. Автор выяснил, что если очень долго во все тыкать, то или все к черту сломаешь, или, на худой конец, во всем разберешься.
      Автор многое поломал, но многое и починил, во многом разобрался, а затем научил этому же некоторых своих более, а также менее понятливых знакомых. В результате он изрек истину (см. заголовок), которая ныне представляется ему бесспорной.
      Конечно, со стороны читателя было бы наивно рассчитывать приобрести, что называется, шампунь и кондиционер в одном флаконе: по каждой из тем, которых мы с вами коснемся в этой книге, написаны отдельные и довольно-таки толстенькие книжки, в коих есть всё-всё-всё. Но, как выяснилось, всё-всё-всё на самом деле мало кому нужно. Речь у нас пойдет не о тех хитростях и тонкостях, что греют душу профессионала или эстета от компьютерной технологии, но лишь о том, что может пригодиться практически, в особенности начинающему игроку на персональном компьютере.
      Планы наши грандиозны. В первой части этой книги:
      мы поговорим об аппаратуре компьютера, о назначении его составных частей;
      подробно рассмотрим, как живет и действует в системе Windows начинающий игрок на персональном компьютере;
      дабы дать представление обо всем многообразии компьютерного мира, мы обсудим, какие бывают программы и для чего они нужны, и, конечно же, поговорим немного о компьютерных играх;
      поговорим и о наиболее важных для нас орудиях из набора вспомогательных программ Windows — дисковых утилитах;
      далее речь пойдет о настройках операционной системы Windows — настройках видеосистемы, шрифтов, системы печати; обсудим, как установить новую программу или снять ненужную, как заново установить Windows, если система стала неработоспособной;
      потом подробно рассмотрим наиболее полезные программы из комплекта Windows — текстовые, графические, мультимедийные и прочие;
      поглядим, как действовать в режиме MS-DOS, попутно познакомимся с файловыми менеджерами для DOS-режима на примере Norton Commander;
      после этого придет черед разбираться с архиваторами для DOS- и Windows-режима;
      попутно коснемся проблем борьбы с компьютерными вирусами;
      разберем некоторые типичные ситуации, приводящие к неработоспособности компьютера, и не утаим того, как из этих ситуаций выпутываться (такое с автором тоже бывало).
      Во второй части книги мы будем говорить о мощных прикладных программах для системы Windows:
      начнем с текст-процессора Microsoft Word, причем посмотрим все наиболее популярные версии этой программы, начиная с 6.0 и кончая 10.0 (Word XP);
      между делом разберемся и со встроенной вордовской векторной рисовалкой (как особой разновидностью графических программ);
      потом обратимся к электронным таблицам Excel.
      Третья часть книги целиком посвящена всемирной компьютерной сети Интернет и электронным коммуникациям:
      мы подробно рассмотрим способы и приемы путешествий по Сети;
      поговорим об устройстве самого распространенного в мире браузера Microsoft Internet Explorer;
      разберемся с электронной почтой и телеконференциями (группами новостей);
      выясним, где и как получить бесплатный адрес электронной почты и бесплатное же место под свою интернетовскую страничку;
      а в заключение вы узнаете, как через Интернет беседовать со знакомыми и незнакомыми людьми — с клавиатуры и «голосом».
      Даже если вы не поняли и четверти того, что я здесь перечислил, прочитав эту книгу, вы, надеюсь, станете специалистом по всем вышеназванным темам. Специалистом, который не только умеет пользоваться всем этим богатством, но и — более того — понимает, что он делает. Уж во всяком случае, объяснить, что тут к чему, знакомой девушке вы точно сможете (во дни моего студенчества одного этого было бы довольно, чтобы оправдать покупку сей книги).
      Не станем же рассусоливать и сразу возьмем быка за рога.
      Что такое компьютер и из чего он состоит?
      — ...Сколько у быка частей?
      — Осемь.
      — Отнюдь! Одиннадцать у быка!..
      Из «Гисторических материалов Федота Кузьмича Пруткова (деда)»
      Что такое компьютер, объяснять никому не надо: это такая штука, чтобы играть в игры, набирать, красиво-красиво оформлять и распечатывать любые тексты, бланки, договоры, вести бухучет или архив, управлять финансовыми ресурсами в банке или страховой компании, делать научные или инженерные расчеты, ставить диагнозы больным и здоровым, рисовать картинки и мультики, записывать и исполнять музыку, обмениваться письмами по электронной почте, изучать какую-либо науку или иностранные языки, разгуливать по Интернету и т. д. и т. п.
      Не надо только путать компьютер с игровыми приставками к телевизору вроде Play Station, Dendy или Sega. Эти игрушки на настоящие компьютеры похожи только тем, что на них тоже можно играть в игры. На этом сходство и заканчивается.
      Появляются и другие «почти компьютеры», как, например, персональные органайзеры. Иногда это довольно умные и умелые устройства (особенно когда органайзер объединен с мобильным телефоном с возможностью доступа в Интернет), но все же не настолько, чтобы сравнивать их с полноценным компьютером. Поэтому о них мы здесь говорить тоже не будем.
      Компьютеры бывают настольные (их еще называют — на американо-интернациональном жаргоне — десктоп) и миниатюрные (ноутбук, то есть дословно «записная книжка»). А кроме того, большие (рабочие станции), очень большие, сверхмощные и сверхскоростные, которых мы с вами, может, и в глаза не видели и не увидим (и ладно).
      Есть и такая сравнительно новая штука, как карманные компьютеры (palmtop — «наладонные»). Они проще больших, лишены некоторых важных возможностей. Зато они действительно карманные — в отличие от ноутбуков (такую «записную книжку» не в каждый портфель уложишь!). Впрочем, «пальмы» пока попадают в категорию недокомпьютеров, которые в этой книжке не рассматриваются.
      Самая заметная часть компьютера, настолько заметная, что ее даже под стол чаще всего не прячут, — это экран, он же дисплей или монитор. (Читатель, похоже, уже созрел для предупреждения о том, что в мире компьютеров полно зарубежных слов, причем иногда по нескольку штук на одно понятие. Пока наши отцы и деды изощрялись на тему «кибернетика — продажная девка империализьма», а в институтах сворачивали работы по этой тематике, проклятый Запад усвистел в теории и практике этого дела так далеко и так прочно монополизировал всю терминологию, что трудно надеяться (хоть и хочется) в обозримом времени придать русскому языку то же значение, которое он имеет, скажем, в литературе. Извините, отвлекся.)
      Вся самая важная начинка содержится в том прямоугольном ящике — системном блоке, — рядом с которым (или на котором) стоит ваш монитор. В нем находятся: процессор — то «железо», которое умеет считать; память (memory; часто говорят «оперативная память») — то место, где хранится вся информация, необходимая для работы программ прямо сейчас, когда вы работаете (при выключении компьютера вся память стирается); жесткий диск, или винчестер (HDD — hard disk drive), где находится вся информация, в данный момент не используемая, которую зато можно долго хранить — даже после выключения компьютера.
      Вдобавок к этому у компьютера есть клавиатура и мышь, дисковод (floppy disk drive, FDD-привод) — устройства для работы с дискетами (floppy disk), дисковод для компакт-дисков (CD-ROM drive), несколько так называемых портов (port) — разъемов для подсоединения к компьютеру дополнительных устройств: принтера (для печати), модема (для связи с другими компьютерами через телефонную сеть), сканера (для ввода изображений в компьютер) и проч.
      Теперь посмотрим на составные части компьютера чуть более пристально.
      Мониторы
      Экраны (мониторы) бывают обычного размера (14 и 15 дюймов по диагонали), увеличенные (17–19) и большие, как телевизор (20, 21 и даже 24 дюйма), цветные (от 4–8–16 до нескольких миллиардов цветов) и монохромные (то есть двухцветные, считая и цвет фона: черно-белые, черно-желтые, черно-зеленые). Делятся они еще и в зависимости от своей разрешающей способности, то есть насколько они вам разрешают наслаждаться высоким качеством изображения на них: чем больше точек на экране может нарисовать ваш компьютер, тем тоньше и точнее будут рисунки, изящнее шрифт и разборчивее текст. Отличаются экраны также по размеру зерна (чем зерно мельче, тем выше качество изображения), по степени защиты от электромагнитного излучения.
      Особенно хороши плоские мониторы. Они меньше искажают форму изображения на краях и в углах, а кроме того, гораздо меньше бликуют, не так сильно утомляя глаза.
      Монитор — очень важная часть компьютера, примерно, как колеса для автомобиля: на этом не экономят. Самое главное, чего мы хотим от мониторов, это четкость и устойчивость изображения, нормальная яркость и контраст, комфорт для глаз. Все это не самое дешевое удовольствие. Кроме того, в дешевых моделях мониторов электронно-лучевая трубка быстрее теряет электронную эмиссию, отчего падают яркость и контраст.
      Отдельная группа — мониторы на жидких кристаллах (LCD), замечательные тем, что они, во-первых, совершенно плоские, а во-вторых, вредных излучений от них нет совсем, просто ноль! Раньше их использовали только в портативных компьютерах, сегодня все шире применяют и в настольных. Размеры LCD-мониторов в ноутбуках — от 10 до 15 дюймов, для десктопов их делают побольше  — 15, 17, 19 дюймов.
      Старые жидкокристаллические мониторы для постоянной многочасовой работы подходят мало: у них слишком низкая яркость, глаза быстро устают, а при изменении угла зрения цвета «плывут». Новые высококачественные мониторы большинства этих недостатков лишены. И цвета у них отличные, и угол обзора широкий, но такой монитор может стоить дороже всего остального компьютера.
      Очень неплохи (и тоже весьма дороги) также плоские плазменные дисплеи.
      Видеокарты
      Монитор подключается к компьютеру через особую плату, находящуюся внутри системного блока — наружу от нее торчит только разъем. Эту плату называют видеокартой (или графическим адаптером). Один и тот же монитор может подключаться к компьютеру через самые разные адаптеры.
      Компьютеры, карты и мониторы часто выпускают разные фирмы (порой даже из разных стран), поэтому не обошлось без договоренностей о единых стандартах. Современные мониторы и видеокарты чаще всего соответствуют стандарту SVGA. На старых и очень старых машинах вы можете встретить также графические системы VGA, EGA, CGA, Hercules и т. д.
      Для каждой видеокарты существует программа, обеспечивающая правильную работу видеосистемы компьютера. Называется она драйвером (driver)1. Более того, для работы в DOS будет свой видеодрайвер, для Windows 95 — свой, для Windows 98 и Me — еще какой-то особый, а для NT, 2000, XP — какие-то еще более особые. Но об этом после.
      Главное, что надо знать о своем мониторе и карте, — тип (VGA, SVGA и т. д.), а также максимальное разрешение (например, 600ґ480, 800ґ600 или 1024ґ768 точек) и максимальное количество отображаемых цветов (16, 256, 32 тыс., 16 млн). Два последних параметра напрямую зависят от объема собственной памяти видеокарты: чем больше видеопамяти установлено на карте, тем больше точек и с тем большим количеством цветов она может хранить и выводить на экран.
      Чем больше размер экрана, тем больше должна быть видеопамять. Например, при экране 14"2 для нормального разрешения и цветности нужно минимум 1 мегабайт (МБ), а для 17" требуется уже 4. На старых компьютерах объем памяти видеокарты обычно не превышал одного мегабайта. Все эти ценнейшие данные вы найдете в руководстве к своему монитору и видеокарте или в паспортах на них.
      Хочется упомянуть также о современных мощных видеосистемах. Они (особенно при наличии 17–20-дюймового экрана) значительно превышают по своим возможностям стандартные SVGA-мониторы — и по разрешающей способности, и по количеству отображаемых цветов. На кодирование цвета может отводиться уже не 8 или 16 двоичных битов (256 или 65 тыс. цветов), а 24 бита (16 млн цветов) и даже 32 бита (4 млрд). Памяти у таких систем бывает и 16 МБ, и 32, что позволяет работать в режиме высокого разрешения с большим количеством цветов. Например, смотреть видеофильмы с лазерного компакт-диска с крупным и четким многоцветным изображением.
      Еще больший объем памяти (64 МБ и выше) требуется в основном для игр.
      Для ускорения вывода сложных изображений разработаны специальные ускорители — графические акселераторы. Для игр с трехмерной графикой ставят особые трехмерные 3D (от dimension — измерение) акселераторы, для двухмерных — 2D. Ускорители чаще всего входят в комплект современной видеокарты, принося игроманам море ни с чем не сравнимого удовольствия от великолепного виртуального мира.
      С помощью программ-драйверов можно переводить видеосистему в режим иного количества цветов или разрешения, если вам это зачем-либо понадобилось. Например, болит голова от слишком мелких надписей и картиночек, и тогда вместо режима 800ґ600 на 14-дюймовом мониторе вы выбираете 640ґ480. Или, наоборот, хочется, чтобы на экране помещалось как можно больше информации, и вы задаете 1024ґ768.
      Видеокарта может иметь специальные контакты для подключения телевизора или видеокамеры, но надо учитывать, что для настоящей работы с видео (монтажа и создания различных видеоэффектов) нужны довольно дорогие специализированные видеокарты.
      Встречаются видеокарты и с ТВ-тюнером, превращающие компьютер еще и в телевизионный приемник. Но это уже баловство, я считаю.
      Материнская плата
      Теперь об остальной «начинке» системного блока. В нем много чего понапихано. Сняв с компьютера кожух, вы увидите (если узнаете) и блок питания, и дисководы с винчестерами, и кучу плоских кабелей-шлейфов, соединяющих отдельные блоки. Но самое главное здесь — так называемая материнская плата (от английского «Motherboard»), или просто мама. На маме установлены микросхемы процессора и памяти, сюда же подходят шлейфы от других частей компьютера. На маме есть разъемы (слоты, slot), куда сажают дополнительные устройства — видеокарту, звуковую карту, сетевую, модем (если он внутренний).
      Например, видеокарты делают под разъемы трех типов: ISA (длинный разъем), PCI (поменьше) или AGP (короткий). Если вы захотите поменять видеокарту в своем компьютере, следует четко представлять себе, какие разъемы присутствуют на вашей маме и какие из них не заняты другими устройствами. Звуковые карты тоже могут быть под разъемы трех типов — ISA, PCI и USB, модемы — для ISA, PCI и внешние. Ну и так далее.
      Стандарт ISA считается устаревшим, так что на новых мамках разъемов таких хорошо если один. Тогда как PCI появился сравнительно недавно (вместе с пентиумами), поэтому на старых компьютерах, вплоть до 486, «пи-си-айный» модем или «звучок» вам поставить не удастся. При наличии в компьютере современного и высокоскоростного AGP-порта (Accelerated Graphic Port) лучше покупать именно AGP-карточку.
      Существуют материнские платы, на которых видеокарта, как и звуковая карта, уже есть, встроены внутрь. Особенно часто такие мамки используются в ноутбуках, где не редкость также встроенная сетевая карта (для подключения к домашней или профессиональной сети) и встроенный модем (для подключения к Интернету).
      Процессоры
      Процессоры персональных компьютеров отвечают единому стандарту, который задан фирмой Intel, мировым лидером в производстве процессоров для ПК. В самых старых компьютерах (5–10-летней давности) вы можете найти процессоры типов XT, 086, 286, 386, 486, в несколько более новых (3–5 летних) — Pentium, Pentium-Pro, Pentium-MMX, Pentium-II, Celeron, в новейших — Celeron II, Pentium-III и Pentium-IV.
      Celeron — это упрощенная и заметно более дешевая модель пентиума, очень популярная и, к тому же, не сильно уступающая по производительности самому «пню»1.
      Конкурент фирмы Intel — фирма AMD — выпускает процессоры, в общем, аналогичные интеловским, но называются они немного иначе: К5, К6, К7, Duron, Athlon (список по возрастанию мощности). По внутренней структуре эти процессоры иногда принципиально отличаются от интеловских, иной раз для них нужны другие мамки. Но для нас с вами это все не так важно, потому что и те и другие работают с одними и теми же программами и операционными системами.
      Тут нужна оговорка. Мы ведем речь о так называемых IBM-совместимых персональных компьютерах (читается «ай-би-эм-совместимые»). На нашем рынке, как, впрочем, и в мире, их подавляющее большинство. Дело в том, что очень многие фирмы-производители персональных компьютеров в США, Европе и Азии приняли стандарты фирмы IBM. В расчете именно на эти стандарты пишутся игры и программы, создаются новые печатающие устройства и проч.
      Но есть еще стандарт фирмы «Эппл» (Apple) для персональных компьютеров «Макинтош» (Macintosh). Это довольно мощные и простые в эксплуатации машины. Например, в издательском бизнесе профессионалы очень часто предпочитают именно Маки. Однако у нас в России (да и во всем мире) их гораздо меньше, чем PC (в десятки раз), и стоят они дороже. В последние годы появились и более дешевые «маки», стильные и красивые (прозрачные, iMac), но поезд, как говорится, ушел.
      О макинтошах мы в этой книге говорить не будем, ибо никто необъятного объять не может, как сказал в свое время мудрый внук мудрого автора эпиграфа к настоящему разделу.
      Что еще в компьютере важно, кроме типа процессора?
      Рабочая (тактовая) частота (от 8–16 мегагерц на древних моделях, до 1–2 гигагерц и выше — на новых). Чем больше тактовая частота, тем быстрее работает ваша машина.
      Объем оперативной памяти (ОП). На старых компьютерах чаще всего стоит от 1 до 16 МБ (мегабайт, то есть миллионов символов) памяти, на новых ставят 32, 64 или 128 МБ, но можно поставить и больше. Для работы в DOS вполне хватало 1–4 МБ, в Windows 3.х (3.1 и 3.11) требовалось уже 4–8 МБ, для Windows 95 и 98 — минимум 16 МБ, для Millennium — 32, а для Windows 2000 и XP хорошо бы иметь 64 или 128 МБ.
      Чем больше ОП вашего компьютера, тем быстрее и четче будут в нем работать программы, и тем больше программ вы сможете запускать одновременно. Существенно то, что память можно наращивать, прикупая микросхемы и ставя их в отведенные для них места на материнской плате или обменивая (с доплатой) старые микросхемы на новые, большей емкости. Цены на оперативку не слишком высоки, так что ставьте себе столько памяти, сколько выдержит ваш семейный бюджет.
      Жесткий диск
      Очень важный параметр — объем жесткого диска (винчестера, HDD, хард-диска). На старых компах были диски размером 120, 240, 540 мегабайт, на новых — от 4 до 60 гигабайт и даже выше — чем больше, тем лучше: больше программ и игрушек поместится.
      Немаловажно также быстродействие жесткого диска: время поиска информации на диске должно быть поменьше, а скорость передачи данных — побольше. Особенно важны эти параметры для тех, кто собирается работать с большими объемами данных — базами данных, звуковыми и видеофайлами.
      Большинство дисков вращается со скоростью 5,4 тыс. об/мин, а новые, высокопроизводительные, — уже 7,2 тыс. Доступ к данным на таких дисках ускорен, зато они сильнее греются. Иногда даже требуется ставить для них дополнительный вентиляторчик-кулер (от слова cool, что в данном случае следует понимать не как «круто», а как «охлаждать»).
      Когда возникает необходимость купить и установить в компьютере дополнительный винчестер (или заменить старый), при выборе модели приходится учитывать еще и вид интерфейса1 — то есть способ подключения «винта» к маме. Большинство жестких дисков подключается через интерфейс IDE (читается как «ай-ди-и»). Но есть интерфейс SCSI («скази») — более мощный и скоростной, нежели IDE, но и заметно более дорогой. Да и сами «сказёвые винты» обычно дороже «айдишных». Высокоскоростные разновидности этого интерфейса могут называться, например, Fast SCSI или UltraWide SCSI.
      Обычно компьютер комплектуется IDE-интерфейсом, а если вам нужен SCSI, то нужно купить дополнительную платку — SCSI-контроллер.
      Кстати, среди айдишных винчестеров тоже есть скоростные. Для них созданы усовершенствованные виды интерфейса — Ultra ATA (он же — Ultra DMA). Выигрыш в быстродействии дисков может быть двух- (Ultra ATA 66) и трехкратным (Ultra ATA 100) и даже выше (Ultra ATA 133). Желающим использовать всю мощь своего быстроходного винта приходится ставить в компьютер отдельную карточку (контроллер Ultra ATA). Впрочем, довольно часто такой интерфейс уже есть на мамке.
      Я не привожу тут никаких технических деталей, они мало кого из начинающих интересуют. А вот термины знать стоит. И при покупке пригодится, и начнешь хоть понимать, о чем твои друзья разговаривают...
      Дисководы
      Современные дисководы (FDD — Floppy Disk Drive) рассчитаны на дискету размером 3,5 дюйма (иногда пишут — 3,5"). Обычно дискета вмещает 1,44 МБ данных (1,44 миллиона символов), но есть и старенькие дисководы, на которых не может быть дискет более 720 КБ (то есть вдвое меньше).
      На старых компьютерах кое-где еще можно встретить дисководы под дискету размером 5,25 дюйма (5,25"). Пятидюймовка, хоть и больше, данных вмещает меньше — всего 1,2 МБ (на совсем древних моделях — 360 КБ).
      CD-ROM, CD-RW, DVD
      Совершенно необходимо иметь в своем компьютере CD-ROM — дисковод для лазерных компакт-дисков. Основная масса программных продуктов выпускается сегодня на компактах, редко-редко вы встретите программы на дискетках. А игры и всякие мультимедийные энциклопедии выпускают сегодня уже только на CD. Кроме того, CD-ROM можно использовать как обычный CD-плейер — прослушивать на нем музыкальные компакт-диски, даже если у вашего компьютера нет собственного устройства для воспроизведения звука (звуковой карты и динамиков): в CD-ROM’ах чаще всего есть прямой выход на наушники.
      CD-ROM’ы различаются по скорости передачи информации — обычные (встречаются только в музее), с двойной, учетверенной, ушестеренной и т. д. скоростью. Современные 36–50-скоростные «сидюки» работают уже довольно быстро, хотя до винчестеров им далековато.
      Компакт-диск (CD) вмещает около 650–700 МБ данных (или около 70 минут звука).
      Дисководы CD-ROM предназначены только для воспроизведения информации и не позволяют ничего записывать на компакт. Существуют также пишущие накопители (CD-R). Правда, перезаписать однажды записанный («прожженный») CD-R’ом-диск уже нельзя. Самые же продвинутые в этом отношении — перезаписывающие накопители (CD-RW — ReWritable), позволяющие многократную запись на CD.
      CD-RW — несколько более дорогие, но несравненно более полезные устройства. И вовсе не для тех, кто желает заделаться пиратом и продавать ворованные программы, а для тех, кто собирается работать с большими объемами данных — графикой, музыкой, видео, с большими текстовыми или табличными документами, с базами данных. Для длительного хранения больших объемов информации перезаписываемые накопители необыкновенно удобны. А главное, диск, записанный на таком накопителе, будет прочитан практически на любом компьютере.
      CD-R и CD-RW — обычно более медленные устройства, чем простой CD-ROM. Например, такое устройство может записывать с восьмикратной скоростью, а считывать — с двадцатикратной. Самые современные из CD-RW по скорости воспроизведения уже мало отличаются от обычных CD-ROM.
      Современные модели CD-RW универсальны. Они могут работать и как обычный CD-ROM (например, 36-скоростной), и как обычный пишущий «сидюк» — с использованием сравнительно дешевых болванок стандарта CD-R и как собственно CD-RW (болванки этого стандарта заметно дороже).
      Но для тех, у кого объемы данных, которые хочется сохранить, исчисляются гигабайтами (видео, трехмерная графика, звук), 700 МБ уже явно недостаточно. Недавно возник новый стандарт компакт-дисков и дисководов к ним — DVD («ди-ви-ди»). Такие устройства вмещают на порядок больше информации, чем обычный CD (минимальная их емкость — 3–5 ГБ). На таком диске можно держать полнометражный фильм с высококачественным изображением и многоканальным стереозвуком или десятки обычных аудиоальбомов, а также огромные мультимедийные энциклопедии. В продаже уже есть универсальные накопители, которые могут читать и CD, и DVD. А иные из них — еще и записывают CD-R и RW!
      Пишущие и перезаписываемые DVD-дисководы — удовольствие пока что экзотическое, да и недешевое. Но цены на новинки компьютерной индустрии снижаются так быстро, что не успеешь, бывалоча, порадоваться выгодной покупке, как тут же начинаешь рвать волосья на голове, что поспешил, не обождал полгодика и не сэкономил на этом сотню баксов (а то и две)...
      Переносные запоминающие устройства
      Те, кто «ваяет» на своем компьютере сложную графику, звук или видео, создает большие базы данных и прочую немереного размера интеллектуальную собственность, используют для ее хранения и переноски на другой компьютер некоторые специальные устройства большой емкости. Имеется в виду, конечно, не ведро и даже не цистерна. Кроме упомянутых СD и DVD, здесь используются переносные винчестеры (любого объема), винчестеры со сменным диском (Iomega Zip, Iomega Jazz, SyQuest — объемом от 100 МБ до гигабайта и выше), а также самые дешевые, но и наиболее медлительные устройства — стримеры (накопители на магнитной ленте).
      Самое популярное из всех этих устройств — переносной диск. Для того чтобы его использовать, вам понадобится так называемый mobile rack (читается «мобил рэк») — вещь не очень дорогая, порядка 15–20 долларов. Суть идеи очень проста. В корпусе компьютера устанавливаются рельсики, по которым винчестер, упакованный в коробочку, въезжает внутрь и подключается к разъемам. Когда нужно поменять «винт», вытаскиваете один и вставляете другой, тоже в коробочке. Чаще всего сменным делают второй винчестер компьютера, тогда как первый, главный (где находится операционная система и все программы), стоит постоянно.
      Но должен с сожалением сообщить вам, что нет такой идеи, которую — при некоторой сообразительности — нельзя было бы испохабить. Так произошло и с замечательной идеей переносного винчестера. Сегодня на рынке курсирует несколько несовместимых друг с другом стандартов mobile rack. В одни рельсики коробочка от другого «мобиля» просто не влезает. В другие влезает, но «винт» не работает. В третьи и влезает, и работает, но не по скоростному стандарту Ultra-DMA, а по обычному. Ну просто вредительство чистой воды!
      Впрочем, открыть коробочку с вашим диском, чтобы переставить его в коробочку от другого «мобиля», несложно. Пяти минут хватает за глаза. По крайней мере, вскрывать компьютер для этого не приходится.
      Порты
      Порты, которые торчат из системного блока сзади, бывают трех видов: параллельные — для подключения принтеров, сканеров и т. д. (их имена в компьютере LPT1 и LPT2), последовательные, или сериальные, через которые подключаются мышь и модем (их имена COM1 и COM2), а также USB — для подключения наиболее современных внешних устройств (принтеров и сканеров новейших моделей, электронных фотоаппаратов и др.).
      На современных компьютерах для подключения мыши и клавиатуры есть порты еще одного стандарта — PS2.
      Существуют также особые инфракрасные порты (IR — infra red), позволяющие подключить, скажем, мышь и клавиатуру без проводов. Такой порт общается со своим подопечным устройством, как телевизор с пультом дистанционного управления. Правда, беспроводные мышки и клавиатурки требуют автономного питания — батареек, которых хватает месяца на три–четыре. (Некоторые мобильные телефоны тоже могут подключаться к компьютеру через инфракрасный порт. Это позволит вам сохранять на жестком диске компьютера телефонную книжку, загружать из компьютера на «морду» телефона симпатичные картиночки, а также даст вам прямой доступ к Интернету и электронной почте через мобильный телефон. У мобильников два стандарта связи с Интернетом — слабенький и довольно унылый стандарт WAP, а также вполне приличный по скорости и удобству GPRS. Но все это касается стандартов работы не самого компьютера, а именно мобильника.)
      Другая разновидность дистанционного подключения компьютера к внешнему устройству — порт на основе радиопередатчика, более продвинутый, чем инфракрасный, но немного подороже.
      Вообще, идея отличная. Как приятно было бы избавиться от гирлянды кабелей, свисающих позади компьютера!.. Но не все устройства умеют таким способом подключаться. Да и стоят заметно дороже. Так что пока приходится подключаться старым дедовским способом — проводами.
      Принтеры
      Принтер — это печатающее устройство. Самые старые модели принтеров для персональных компьютеров — это матричные. Они печатают специальными иголочками, ударяющими по красящей ленте и таким образом рисующими некоторую комбинацию точек. Из точек и составляется буква, цифра или рисунок. Матричные принтеры дешевы, среди них есть 9- и 24-игольчатые, и последние даже дают неплохое качество, но работают они медленно и более или менее противно тарахтят.
      Лазерные принтеры работают быстро и бесшумно, дают очень высокое качество печати (как в типографии). Они относительно дороги (порядка 200–400 долларов, а то и выше). Зато каждая отпечатанная на лазернике страница обходится очень дешево: одной заправки принтера хватает на несколько тысяч страниц.
      Самые распространенные сегодня принтеры — струйные (jet printer). Они печатают особыми чернилами и могут дать достаточно высокое качество печати. Для нас существенно то, что они почти не шумят (для домашнего применения это крайне важно), намного дешевле лазерных и намного лучше матричных.
      Из принтеров для цветной печати в домашних условиях применяются только струйные. В последние годы появились приличные и недорогие цветные струйники, печатающие в четыре–шесть красок; качество — близкое к фотографическому, особенно когда применяется специальная бумага. Однако при качественной цветной печати краска в сменных баллончиках (картриджах) кончается довольно быстро, а сами картриджи стоят недешево, что приводит к серьезному увеличению стоимости каждого отпечатка.
      На самом деле хитроумные фирмы-производители сознательно занижают цены на принтеры, чтобы стимулировать продажи, а цены на картриджи, наоборот, завышают. Может оказаться, что три-четыре заправки новыми чернилами обойдутся вам в ту же стоимость, что и сам принтер!
      Так что, покупая принтер, хорошо подумайте, под какие задачи он вам нужен. Если цель — печать текстов (не очень часто и понемногу), можно ограничиться матричным или черно-белым струйным принтером. Если же текстов предстоит печатать много и требуется высокое качество печати, берите лазерный. А собираясь печатать цветные графики и диаграммы, распечатывать карточки со своего цифрового фотоаппарата или результаты своей дизайнерской или художественной работы, покупайте цветной струйный принтер (под графики и диаграммы самый дешевый, под фотографии — высококачественный).
      Профессиональные цветные принтеры работают еще лучше, чем струйные, а стоят еще дороже. Как, впрочем, и любое профессиональное оборудование.
      Принтеры различаются по скорости печати — от 1 страницы текста за пять минут у стареньких матричных до 10 страниц в минуту и выше у новеньких лазерных.
      Кроме того, у принтеров разное качество печати: разрешающая способность может быть 90, 180, 300, 600, 1200 dpi, то есть точек на дюйм (dot per inch). К примеру, разрешение 300 dpi обеспечивает вполне профессиональное (пригодное и для типографии) качество при печати текстов и простых черно-белых изображений без полутонов, а 1200 — любых черно-белых изображений, включая полутоновую графику. Некоторые принтеры дают разное разрешение по вертикали и по горизонтали. Тогда пишут: 300ґ600 dpi.
      Еще одно важное различие — размер бумаги, которую в этот принтер можно вставлять. Большинство бытовых принтеров рассчитано на стандартный писчий лист (формат А4, размер 21ґ29,7 см). Но есть принтеры формата А4+ (увеличенные по сравнению с А4), формата А3 (29,7ґ42 см), А3+ и т. д. Есть гиганты форматов А2 и даже А1. Но это уже сильно дорогое оборудование, которое если поставишь дома, то оно как раз целую комнату и займет.
      Обычно принтеры подключаются на параллельный порт (LPT), новые модели создаются и для USB.
      Мышь
      Теперь пару слов о компьютерной мыши (mouse), с помощью которой мы будем рисовать на экране, а также объяснять компьютеру, что взять и куда отнести, что запустить, а что так оставить. Главное, чего мы ждем от мыши, — это надежность.
      Мышка классической конструкции имеет две кнопки, причем до появления Windows 95 в значительной части программ использовалась только левая кнопка (а то и вовсе никаких кнопок — часть старых программ просто игнорировала мышей как вид).
      Сейчас довольно популярны трехкнопочные мыши, а также мыши с колесиком вместо средней кнопки (IntelliMouse). С помощью такого колесика можно пролистывать экран или запускать программы. Правда, дополнительные возможности колесика поддерживают не все программы — скажем, в браузере Internet Explorer и текстовом редакторе Microsoft Word можно пролистывать страницы, а в графической программе Photoshop нельзя... Какие именно операции будет выполнять колесико или третья кнопка мыши, часто можно задать самостоятельно — с помощью особой «мышиной» программы (драйвера мыши).
      Встречаются и более «навороченные» породы мышей — с дополнительными кнопками (четвертой, пятой), со всякими там шариками и роликами, мыши под левую руку…
      Мышь лучше всего возить по специальному коврику1, но все равно со временем она пачкается и начинает работать хуже. Тогда ее приходится разбирать и чистить: мыть с мылом тяжелый прорезиненный шарик, чистить ролики, протирать светодиоды... Но встречаются мыши и без шарика — очень удобные, хотя и чуть более дорогие. И ничего в них не пачкается.
      Отдельная разновидность — мыши беспроводные. Распространены два основных типа таких устройств. Мышь «инфракрасная» и «радиомышь». Недостаток первой в том, что она должна все время «видеть» приемник (ИК-порт). Если вы нечаянно положите на порт книжку или лист бумаги, мышка уже не сможет общаться с компьютером.
      Этого недостатка лишена мышь, которая общается с компьютером через маленький радиопередатчик.
      Бесхвостые представители мышиного племени пока еще дороговаты — в пять, а то и в десять раз дороже обычных.
      В переносных компьютерах (ноутбуках) вместо мыши часто ставят трэкбол (track ball), устройство в виде шарика (или особой такой пимпочки) и двух кнопок, размещенное прямо на клавиатуре и выполняющее все функции мыши.
      Заменой мыши в ноутбуке может стать и тачпад (touch pad) — отдельный миниатюрный экранчик под клавиатурой, по которому вы водите просто пальцем.
      В карманных моделях (palmtop) мышь не используется вовсе. Зато в некоторых из них можно тыкать в экран карандашиком, и этот компьютерчик (маленький, а умный!) поймет, чего вы от него хотите.
      Для компьютерных художников и дизайнеров очень полезна будет особая разновидность мыши, которая называется планшет. По планшету (листу специальной конструкции) водят почти настоящим карандашиком, а рисунок появляется на экране. Качество планшетного рисунка может быть на порядок выше, чем мышиного. Но и цена планшета тоже на порядок выше.
      Сканеры и камеры
      Впрочем, художнику все же привычнее орудовать обычным карандашом или кистью. Тогда, чтобы перевести свой рисунок в компьютерную форму, ему потребуется сканер. Сканер может превращать в компьютерные файлы любые изображения — рисунки, фотографии, слайды. Хоть отвертку в него положите, он и ее переведет в компьютерную форму.
      Сканеры бывают для черно-белых и цветных изображений (сегодня новых черно-белых в магазинах вы уже не найдете, но с рук купить вполне можно), а также слайдовые. Различаются они, как и принтеры, по разрешающей способности (300, 600, 1200 точек на дюйм) и по формату бумаги, которую можно отсканировать разом (А4 — стандартный писчий лист, А4+ — увеличенный, А3 — лист двойного размера и проч.).
      По конструкции (и, соответственно, по цене) различают ручные (дешевые, но для серьезных целей непригодные), планшетные (настольные) и профессиональные (например, барабанные) сканеры. Подавляющее большинство сканеров соответствует единому стандарту TWAIN, который хорошо знают система Windows и графические программы, но среди всякого старья можно напороться и на такой, который не соответствует. С этими лучше не связываться.
      В числе относительно новых, но очень перспективных внешних устройств можно назвать цифровые фото- и видеокамеры, которые отличаются от обычных фотоаппаратов и видеокамер своей ориентацией именно на компьютер, на цифровое представление информации. При наличии цифровой фотокамеры и хорошего струйного принтера можно обойтись без обычного фотоаппарата, не сдавать пленку в проявку и в печать. Не потребуется вам и сканер, если вы захотите сделать свой фотоальбом в Интернете или записать его на компакт-диск.
      При этом вы сможете прямо на улице, в лесу или в музее посмотреть на экранчике своей камеры, что у вас получилось, а что нет, и немедленно внести поправки. Так что процент удачных карточек возрастет необыкновенно.
      Фотоизображение в цифровике хранится на сменных блоках памяти (флэш-картах). Есть также модели с записью изображения на магнитный диск, на CD или иное подобное устройство, но карточки памяти удобнее.
      Цифровые камеры различаются по многим параметрам — качеству оптики, увеличению изображения (zoom), типу флэш-карточек, которые в нем можно использовать. Но самое важное отличие — количество точек в одном кадре: чем их больше, тем выше качество снимка. Современные цифровые аппараты имеют матрицу размером 3–5 мегапикселей (миллионов точек), их снимки можно не только просматривать с экрана или печатать на домашнем принтере, но и применять в профессиональных целях — например, для создания цветных иллюстраций полиграфического качества.
      Перевод изображений из цифровика в компьютер обычно достаточно прост: вы подключаете аппарат к компьютеру через USB-порт и перекачиваете все, что вам нужно, с помощью программ, входящих в комплект камеры. А часто не требуются и эти программы: новые версии операционной системы Windows (Millennium, 2000 и XP) умеют работать с USB-портами (а значит, и с цифровыми фотоаппаратами) напрямую, без программ-посредников.
      Кроме того, флэш-карточки можно подключать к компьютеру непосредственно — через специальные порты PC Card. Вот вам, кстати, еще один вид порта, применяемый главным образом в ноутбуках. На разъем PC Card подключаются и некоторые другие внешние устройства ноутбуков вроде модемов.
      Модемы
      Модем (слово это означает «модулятор-демодулятор») позволит нам подключаться к компьютерным сетям через телефонную линию, передавать и принимать данные. Существенны для нас скорость передачи данных через модем и устойчивость модема на неважных отечественных телефонных линиях.
      Для уверенной работы в Интернете вам потребуется модем со скоростью 33, а лучше 56 Кbps (килобит в секунду). Конечно, никто не запрещает прогуливаться по Интернету и со старинными модемами на 2400 bps, но это занятие не для слабонервных: вывода каждой Web-странички с ее картиночками придется ожидать по полчаса, а то и более.
      Надо также знать, совместим ли ваш модем со стандартами Windows (то есть подключится ли он без хлопот или вам придется помучиться). Вообще, в этой области особенно важно покупать продукцию известных фирм (вроде US Robotics (она же 3Com), Zoom или ZyXel).
      Бывают еще факс-модемы, объединяющие в себе модем с аппаратом факсимильной связи. Пользуясь факс-модемом, вы сможете, кроме всего прочего, отправлять и принимать факсы (при наличии специальной программы). Факс-модемы не сильно дороже просто модемов, а возможности, как видите, шире.
      Внешний (external) модем подключают обычно к разъему сериального порта (COM1 или COM2), и если у вас один порт занят мышью, а второго нет (это у нас случается — всё экономим!), то придется на время работы модема отключать мышь. Бывают и встроенные, или внутренние (internal), модемы, они помещаются внутри компьютера на одном из внутренних разъемов материнской платы (PCI или ISA) и не занимают порта (а также места на столе и дырочек в электрической розетке).
      Внутренние модемы дешевле (за счет того, что у них нет корпуса и отдельного блока питания), а по качеству они ничем не хуже. Зато у внешних есть всякие весело мигающие лампочки, по которым можно догадаться, работает ваш модем или завис, а также кнопка отключения, позволяющая сбросить (обнулить) такой зависший модем. С внутренними подобный номер не проходит — иногда приходится из-за этого даже компьютер перезапускать.
      Звуковая карта
      Компьютеров без звуковой карты сегодня уже не выпускают. Но среди старых моделей немых сколько угодно. Любители хорошего звука не поленятся и приобретут себе какое-нибудь недорогое (или, наоборот, дорогое) устройство такого типа и поставят его в свой компьютер (на разъем ISA или PCI), благодаря чему звук (в том числе и с CD-ROM) можно будет прослушивать через внешние стереодинамики. Кроме того, появится возможность записывать в компьютер живой звук с микрофона, обрабатывать его с помощью музыкальных программ и воспроизводить. С помощью некоторых специализированных музыкальных программ можно будет даже писать в компьютере музыку.
      Самыми распространенными в мире долгое время были звуковые карточки Sound Blaster, из-за чего и сами звуковые карты теперь иной раз называют саундбластерами.
      Звуковая карта может комплектоваться динамиками, и тогда мы называем ее звуковой приставкой. Если же динамиков нет, то для воспроизведения сгодится любой внешний усилитель, наушники или кассетный магнитофон.
      Есть такое понятие — мультимедийный компьютер. Ничего сложного в этом нет. Если кто спросит, так и скажите: мол, мультимедиа — это когда есть CD-ROM (или DVD) и звуковая приставка, благодаря чему можно слушать музыку и смотреть видеофильмы и мультики прямо с компакт-диска. Собственно, все выпускаемые в последние годы компьютеры комплектуются CD-ROM’ом и звуковой картой. Но мультимедийными почему-то называют только те, у которых есть колонки для воспроизведения.
      Короче говоря, взрослые люди будут употреблять термин «мультимедиа», чтобы производить впечатление высокоэрудированных людей, а детишки — чтобы пудрить мозги родителям.
      Колонки, кстати, тоже считаются компьютерным внешним устройством, иногда их даже встраивают прямо в монитор, в качестве этаких «ушей» (это называется мультимедийный монитор). Но, честно говоря, качество звука в них оставляет желать много лучшего. Так, большинство доступных по цене компьютерных колонок очень плохо воспроизводит басы. Игроманам это, конечно, «по барабану», а вот для меломанов правильным выбором было бы воспроизведение звука через хорошую домашнюю аудиосистему.
      Сетевая карта
      Если вам надо объединить пару компьютеров в домашнюю сеть, чтобы обмениваться данными, запускать программы, которые есть на другом компьютере, но отсутствуют у вас, вместе работать или играть в игры, заходить в Интернет по одной телефонной линии, — вам следует установить сетевую карту. Сетевые карты ставятся на обычный слот на материнской плате или на шину PCI (эти быстрее). Различаются по скорости передачи информации (например, 10 или 100 Мбит/с) и по типу кабеля, которым эти карточки соединяются (коаксиальный кабель или витая пара).
      Так, не составит большого труда объединить в сеть старый компьютер, который модернизации уже не подлежит, но выбросить его жалко, и новый. Или большой компьютер и ноутбук.
      А мои знакомые дети кинули кабель с седьмого этажа на пятый: два компьютера, две карточки, 20 метров кабеля — и Quake вдвоем 24 часа в сутки!..
      Что пишут в объявлениях
      Много вопросов вызывает номенклатура компьютеров и объявления в газетах об их продаже. Как понимать многочисленные цифры, термины и аббревиатуры типа SB, SDRAM, ASUS, RIVA TNT2, ATX — и бог знает что еще?.. Что значит PIII-800 или Celeron 1,2? А когда покупаешь подержанный компьютер, что лучше взять: IBM 386DX или IBM 386SX? 486DX или 486DX4? Просто Pentium или Pentium MMX?
      Сразу скажу, что в газетных объявлениях и прайс-листах компьютерных фирм полного единообразия не наблюдается. Каждый изощряется по-своему, стремясь не то обрадовать, не то усыпить покупателя мельтешением цифр и букв. Но обычно сначала пишут тип процессора (и фирму-производитель этого процессора — Intel, AMD и др.1), потом рабочую (тактовую) частоту, далее — размер и тип оперативной памяти (SDRAM, RDRAM — разновидности памяти), размер и тип винчестера (HDD) и видеокарты (а также размер собственной памяти видеокарты), наличие и тип CD-ROM (12х или 40х, то есть с двенадцати- или сорокакратной скоростью), дисководы (FDD) и прочее, вроде звуковой карты (SB — это Sound Blaster).
      Некоторые добавляют также название установленной операционной системы (например, пишут так: Windows Me, или так: W’XP), размер и фирму-производителя монитора.
      Если есть DVD-привод, то его обязательно упомянут (например, так: DVD-ROM или CD/DVD). Не забывают продавцы указать и наличие графического ускорителя. Например, RIVA TNT2 — это название одной из видеокарт с графическим ускорителем.
      Могут указать также название материнской платы (например, ASUS или ABIT), тип корпуса компьютера. Скажем, ATX — это современные корпусы, в которых можно выключать компьютер не только с помощью кнопки Power, но и программно.
      Сокращения типа P166, PIII-750, С-600, Celeron 1,2 означают соответственно Pentium с тактовой частотой 166 МГц, Pentium-III с частотой 750 МГц, Celeron с частотой 600 МГц и 1,2 ГГц.
      Теперь о старых моделях. 486 DX2 или 486 DX4 — 486-е процессоры с удвоенной и учетверенной тактовой частотой (за основу принимается частота 33 МГц). Иногда, опуская цифры «486», пишут просто DX2-66 (66 МГц) или DX4-100 (100 МГц).
      Процессоры 386DX лучше, чем 386SX, так как информационная шина у них 32-разрядная, а у SX — 16-разрядная (то есть первые разом обрабатывают вдвое больше информации). Из-за этого на DX в принципе можно ставить Windows 95, а на SX — в принципе нельзя.
      Пара примеров.
      Старый компьютер Intel P133/16/256/1,3/S3,1МБ/Sony 15"/16x/SB/Win'95 означает примерно следующее: компьютер с «родным» интеловским процессором Pentium с частотой 133 МГц, 16 Мбайт оперативной памяти и кэшем 256 Кбайт, винчестером на 1,3 Гбайт, видеокартой типа S3 (здесь может стоять и любое другое название) и 1 Мбайт видеопамяти, 15-дюймовым монитором Sony, 16-скоростным CD-ROM, звуковой картой, совместимой со стандартом Sound Blaster, и бесплатной (предустановленной) системой Windows 95.
      А вот пример поновее: SuperPuper Athlon 1400/64Mb/30Gb IBM 7200/DVD ROM/32Mb Video/ Viewsonic 17”/FM 56/ATX. Сие означает: компьютер, собранный фирмой SuperPuper (это чтоб вы не подумали, что я тут рекламку втюхиваю), с процессором Athlon частотой 1,4 ГГц, памятью 64 МБ, 30-гигабайтным винчестером фирмы IBM (эта фирма в моей рекламе не нуждается, так что смело ее тут называю) со скоростью вращения 7200 об/мин, с DVD-приводом, видеокартой с 32 MБ (неизвестно какого производителя), с семнадцатидюймовым монитором Viewsonic, факсмодемом (FM) на 56 KБ/с, да вдобавок — в ATX-овском корпусе.
      Ну вот, собственно, и все. Многовато новых слов, но ведь ничего ужасного и уму непостижимого нет, не правда ли?
      Кнопки и клавиши
      На корпусе компьютера есть клавиша или кнопка включения питания. Обычно на ней написано Power (питание) или 1-0 (вкл. — выкл.). В старых моделях ее любили спрятать в неудобное место — присобачить сбоку на корпусе (почему-то именно этот бок оказывается чаще всего прижатым к стене) или даже сзади, там, где разъемы. Нынче производителям компьютеров надоело шутить подобным образом, и они ставят выключатели на передней панели процессорного блока.
      Современные корпуса могут иметь два выключателя питания: один на лицевой панели, а второй сзади, на блоке питания.
      На передней панели любого компьютера есть также кнопка Reset (перезагрузка), а в старых моделях бывает еще и Turbo (для увеличения или уменьшения скорости работы компьютера) и соответствующие им индикаторы.
      На мониторе тоже есть кнопка выключения питания, но во многих моделях при выключении компьютера выключается и монитор, так что пользоваться ею не приходится. Кроме того, мониторы имеют специальные органы управления яркостью, контрастом, цветностью и проч. — все как в телевизоре, только лучше.
      3-дюймовый дисковод расположен на обычном компьютере спереди (на ноутбуке — сбоку) и выглядит как прорезь, в которую вставляется дискетка. Дискеты-трехдюймовки (рис. 1.1) заключены в пластмассовые корпуса, магнитный слой защищен от случайного прикосновения металлической пластиной, которая сама сдвигается в тот момент, когда вы вставляете дискету в дисковод. На лицевой стороне дискеты непременно что-нибудь написано, тогда как на оборотной, если что и написано, то гораздо меньше.
      Вставлять 3"-дискету надо металлической плас-тинкой вперед и лицевой стороной вверх. Если дискета установлена верно, кнопочка, расположенная на дисководе возле прорези, выскочит вперед. Если вы тычете дискету неправильно, то она будет сопротивляться. Только не применяйте силу, это вам не трактор и не танк!
      Чтобы достать дискету, нажмите кнопку, и она наполовину выскочит сама.
      В современных компьютерах практически не встречаются некогда очень популярные 5-дюймовые дисководы. А если у вас в компьютере такой и стоит, то пользоваться им вы вряд ли сможете: пятидюймовые дискеты в магазинах не встречаются уже несколько лет.
      Дисковод CD-ROM имеет обычно кнопочку для открывания и закрывания, гнездо для подключения наушников, регулятор громкости звука в наушниках и маленькую лампочку-индикатор (горит только тогда, когда в накопителе есть компакт-диск и к нему происходит обращение — какая-то программа его читает). В некоторых моделях есть и кнопка для перехода к следующей песне при прослушивании аудио-CD.
      В CD-R и CD-RW может быть еще индикатор другого цвета, который загорается, когда идет процесс записи.
      Компакт кладут в выдвижной лоток этикеткой вверх, а зеркальной поверхностью вниз и закрывают, нажав кнопку или слегка толкнув лоток (только осторожно: не все сидюки правильно понимают такое рукоприкладство).
      Это все о кнопках. Теперь о клавишах.
      На клавиатуре (рис. 1.2) имеется обычно около сотни клавиш и 3–4 лампочки (точнее, светодиода, но нам это без разницы). У ноутбуков клавиатура несколько иного вида и клавиш меньше, а у карманных компьютеров может и вовсе не быть клавиатуры. Бывают иные варианты расположения клавиш и на клавиатурах обычных компьютеров. Ну и конечно, существует масса разновидностей навороченных клавиатур, со всякими дополнительными кнопками произвольной формы и какого угодно назначения.
      Основная часть клавиатуры — с буквами, цифрами и знаками препинания — расположена в центре «кнопочной доски» (так буквально переводится на русский английское слово keyboard). Обычно на русифицированной клавиатуре вверху каждой клавиши написан символ латинского алфавита, а ниже (иногда — другим цветом) — русского.
      Стрелками вниз, вверх, влево и вправо помечены клавиши управления курсором — той мерцающей черточкой, что перемещается по экрану, слушаясь стрелок и отмечая то место, «где вы сейчас находитесь». В некотором смысле можно сказать, что курсор — это и есть вы, это та активная точка, которая действует за вас на экране компьютера1. Клавиши управления курсором расположены внизу, правее основной клавиатуры, и продублированы на правой, цифровой клавиатуре (цифры 2, 4, 6 и 8).
      В нижнем ряду находится самая заметная (потому что самая длинная) клавиша — пробел.
      Выше нее — справа и слева — две длинные клавиши Shift, предназначенные для перевода регистра (то есть перехода со строчных букв на заглавные). А чтобы все время печатать заглавными буквами, можно нажать клавишу Caps Lock (тут же загорится индикатор Caps Lock — «защелка» верхнего регистра)2.
      Наверху расположено 12 функциональных клавиш — от F1 до F12, — предназначенных для выполнения каких-то чаще всего используемых операций (для каждой программы или игры они имеют свое особое назначение). Но, например, клавиша F1 почти во всех программах делает одно и то же — вызывает справку по программе.
      Кроме того, есть ряд специальных клавиш: Esc («эскейп» — убежать, отмена чего-либо — весьма часто используемая клавиша); одна или две клавиши Enter (ввод, подтверждение, перевод строки — еще чаще используемая клавиша), Tab (табуляция).
      На современных клавиатурах вы всегда найдете по два экземпляра важнейших управляющих клавиш Ctrl (контроль) и Alt (альтернатива). Эти клавиши (а также клавишу Shift) чаще всего используют не самостоятельно, а в сочетании с какими-нибудь другими клавишами — для быстрого вызова команд. Правая и левая клавиши Ctrl и Alt могут вызывать разные действия (правда, чаще эти действия все-таки одинаковы).
      Также по две клавиши Del или Delete («дэлит» — удалить)1, Ins или Insert («инсерт» — вставить)2, Home («домой», переход в начало текста или строки), End («в конец»), Page Up и PgUp (перелистывание на страницу вверх), Page Down и PgDn (перелистывание на страницу вниз) (с их помощью можно пролистывать текст).
      Клавиша Backspace («назад») на многих клавиатурах не длинная, как на нашем рисунке, а обычного размера, и на ней вовсе не всегда пишут слово — просто рисуют стрелку влево (¬). Но не следует ее путать с соответствующей клавишей управления курсором: это совершенно разные клавиши! Backspace всегда находится справа в верхнем ряду, над клавишей Enter (это может не относиться к каким-то необыкновенным экзотическим клавиатурам, а также к ноутбукам).
      В правой части доски располагается группа клавиш с цифрами и знаками арифметических действий — цифровая клавиатура. Когда нажата клавиша NumLock («защелка цифровой клавиатуры») и горит соответствующий индикатор, с цифровой клавиатуры вводятся цифры, а когда не нажата, она дублирует действие стрелок управления курсором и клавиш Home, End, PgUp и PgDn.
      Серые клавиши на цифровой клавиатуре (косая черта и знак деления «/», звездочка и знак умножения «*», минус «–», плюс «+») служат для ввода знаков арифметических действий (когда нажата клавиша NumLock), а когда не нажата, могут выполнять и некоторые специальные функции — в каждой программе свои.
      В некоторых современных клавиатурах эти клавиши вовсе не серые, а такие же белые или черные, как и все остальные, но по привычке их иногда еще называют серыми. Называют их и по-другому — с приставкой Num (цифровая) или Dop (дополнительная). Например, Num+ — это плюс на цифровой клавиатуре, а Num5 — это пятерка на ней же.
      Клавиша Print Screen («печатать экран») в режиме DOS позволяет мгновенно напечатать все, что вы в настоящий момент видите на экране. В режиме Windows эта клавиша действует иначе: содержимое экрана копируется в виде картинки в буфер промежуточного хранения, в некий «карман», из которого картинку можно в любой момент достать (об этом — в свое время и в своем месте).
      Клавиша Pause («пауза») (на ней чаще всего написано второе название Break) в режиме DOS приостанавливает работу компьютера до тех пор, пока вы не нажмете какую-нибудь другую клавишу. А в режиме Windows ничего не приостанавливает, и зачем она нужна, мало кто понимает.
      В новых моделях клавиатур бывают и дополнительные клавиши со своим специфическим назначением, как, например, пара клавиш Windows (на них нарисован логотип Windows). Располагаются они обычно между клавишами Alt и Ctrl, как на рис. 1.2. По нажатию этой клавиши вызывается главное меню Windows.
      Весьма полезна бывает, особенно в текстовых редакторах вроде Microsoft Word, еще одна клавиша, на которой изображена маленькая табличка и стрелочка мышиного курсора (на нашем рисунке расположена между правой клавишей Windows и правой клавишей Ctrl). По ней вызывается так называемое контекстное меню, за что и называется она Context.
      Если нажать клавишу (букву, цифру, иной символ) и подержать ее около секунды, то компьютер начнет повторять её (еёёёёёёёёё). Так что стукать по клавишам надо довольно отрывисто, как говорят пианисты, стаккато.
      В системе Windows время, после которого начинается это еёёёёёёё-моё, можно изменить — уменьшить, если вы такой весь из себя спортсмен-пианист-скорострельщик, или, наоборот, увеличить, если вы задумчивый такой флегматик или же у вас имеются нарушения двигательных функций.
      Очень часто в компьютерной жизни требуется нажимать не одну клавишу, а комбинацию клавиш. Например, во множестве программ-редакторов — текстовых, графических, музыкальных и проч. — для записи на жесткий диск результатов нашего труда мы будем пользоваться клавиатурной комбинацией Ctrl-S (иногда пишут Ctrl+S). При этом клавиши Ctrl и S не требуется нажимать одновременно, да такое ни одному спортсмену не под силу. Достаточно нажать сперва клавишу Ctrl, а потом, не отпуская ее, клавишу S. Текст ваш или рисунок пойдет записываться на диск, а клавиши можно будет уже отпуст
      ить.
      Точно так же мы будем поступать, когда нам потребуется в текстовом редакторе набрать вместо строчной буквы заглавную. Нажмем сперва клавишу Shift, а потом, не отпуская ее, нужную нам букву.
      Бывают комбинации и более сложные — из трех пальцев (имеется в виду не столько фига с маслом, сколько Ctrl-Alt-Del, Ctrl-Shift-Esc или Ctrl-Alt-1) и даже из четырех (Ctrl-Alt-Shift-S). Про комбинации из пяти клавиш слышать пока не доводилось. Но, может быть, в книге рекордов Гиннеса найдутся и такие.
     

Самоучитель работы на компьютере. Начинаем с Windows. 2-е изд.. / А. Левин - СПб: Питер, 2003. - 704 с.

Экономика и управление | Право/a> | Бухгалтерский учет и налоги |