Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Г. Перри
САМОУЧИТЕЛЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Цена: 112 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Разное (общие вопросы использования ПК, компьютерная архитектура, пользовательский интерфейс, компьютерные системы и информационные ситемы)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Если вы никогда не занимались программированием и даже необходимость настройки таймера видеомагнитофона приводит вас в уныние, то эта книга для вас! Вы узнаете, с чего начинается разработка программы, из каких частей она состоит, что такое языки программирования и какой из них самый лучший, познакомитесь с языком Visual Basic и научитесь создавать и отлаживать на нем свои первые программы. В книге рассказано об основных специальностях, связанных с Программированием, о том, как добиться признания в должности программиста и применить навыки программирования
      при работе в Интернете. Эта книга предназначена для тех, кто не имеет опыта программирования, но хотел бы его приобрести, преподавателям учебных учреждений, специалистам по системному анализу.
     
     
     
      Cодержание
      Посвящение
      Об авторе
      Благодарности
      Введение
      Кому необходима эта книга?
      Соглашения, используемые в данной книге
      От издательства
      Часть I. Прелюдия к программированию
      Глава 1. Компьютер — это инструмент
      Компьютеры и программирование
      Что делают компьютеры
      Распространенные недоразумения
      Миф 1: «Программированием могут заниматься только математики»
      Миф 2: «Компьютерные программы допускают ошибки»
      Миф 3: «Составить программу сложно»
      Простота программирования
      Люди и компьютеры
      Требуется не только компьютер
      Аппаратное обеспечение
      Программное обеспечение
      Операторы
      Данные
      Процедуры
      Краткий обзор истории компьютеров
      Первое поколение
      Второе поколение
      Третье поколение
      Объединение в сеть
      Современные компьютеры
      Типы компьютеров
      Суперкомпьютеры
      Головные компьютеры
      Мини-компьютеры
      Микрокомпьютеры
      Резюме
      Глава 2. Анатомия программы
      Судьба программиста
      Необходимость программ
      Программы, программы, кругом одни программы
      Программы как набор инструкций
      Искусство или наука?
      Говорите на определенном языке
      Трансляторы языков
      Важнее всего точность
      Необходимость разработки
      Первый этап: определение результата
      Программирование «сверху вниз»
      Второй этап: разработка логики
      Третий этап: написание программы
      Язык программирования
      Резюме
      Часть II. Основы программирования
      Глава 3. Первые языки программирования
      Хранение программ и данных
      Двоичная арифметика
      Первые программы
      Появление клавиатуры
      Ближе к разговорному языку
      Язык FORTRAN
      Язык COBOL и коммерческая деятельность
      Другие языки, дошедшие до наших времен
      Резюме
      Глава 4. Современные языки программирования
      Важность языка Pascal и его уход с арены
      Язык программирования C
      Успех языка C
      C++: лучше, чем C
      C++ стал толчком к современным языкам
      Языки гипертекстовой разметки и языки сценариев
      Семейство языков BASIC
      Ранние версии BASIC
      Визуальное программирование с помощью Visual Basic
      Какой язык самый лучший?
      Резюме
      Часть III. Практическое программирование
      Глава 5. Ваш первый язык: VISUAL BASIC
      Первое знакомство с Visual Basic
      Первая программа на Visual Basic
      Знакомство со средой Visual Basic
      Порядок программирования в среде Visual Basic
      Работа с Visual Basic
      Visual Basic на экране
      Меню и панель инструментов
      Окно Form
      Панель инструментов предоставляет элементы управления
      Окно Form Layout
      Окно Project Explorer
      Окно Properties
      Справочная система
      Резюме
      Глава 6. Ввод и вывод
      Краткий анализ Windows-программы
      Управляющие события
      Особенности приложения
      Интерфейсные элементы управления
      Размещение элементов управления
      Настройка свойств
      Репетиция разработки приложения
      Прочие элементы управления
      Документирование с помощью комментариев
      Сообщения
      Использование окон сообщений
      Использование окон ввода
      Резюме
      Глава 7. Обработка данных с помощью Visual Basic
      Добавление программного кода
      Данные Visual Basic
      Типы данных
      Определение значений
      Данные хранятся в переменных
      Присваивание значений переменным
      Математические операторы и выражения
      Операторы сравнения
      Резюме
      Глава 8. Работа с данными
      Принятие решения в программном коде
      Использование оператора Else
      Другие варианты принятия решения
      Вложенные операторы If...Else
      Выбор с помощью оператора Select Case
      Циклы в Visual Basic
      Цикл Do While
      Цикл Do Until
      Цикл For
      Резюме
      Глава 9. Графические средства Visual Basic
      Использование фигур
      Отступление об элементах управления
      Фигура Line
      Более близкое знакомство с элементом Shape
      Пример приложения
      Элемент управления Picture Box
      Настройка элемента Picture Box
      Типы графических файлов
      Резюме
      Глава 10. Эффективное программирование в среде Visual Basic
      Программа: Расчет спроса
      Подготовка к созданию
      Создание приложения
      «Горячие» клавиши элементов управления
      Понятие фокуса
      Порядок перехода по клавише Tab
      Размещение надписей и текстовых полей
      Размещение первой пары Label и Text Box
      Понятие о массивах элементов управления
      Добавление программного кода
      Код расчета
      Оператор Unload
      Проверка ошибок
      Резюме
      Глава 11. Visual Basic и Интернет
      Знакомство с мастерами Visual Basic
      В Интернет — с помощью мастера
      Работа с мастером
      URL по умолчанию
      Создание приложений, использующих Интернет
      Испытание приложения
      Пробное использование Интернет-элементов
      Обзор дополнительных средств
      Документы ActiveX
      HTML и VBScript
      Резюме
      Часть IV. Средства разработки программ
      Глава 12. Программные алгоритмы
      Счетчики и аккумуляторы
      Перестановка значений
      Сортировка
      Вложенные циклы
      Поиск в массивах
      Последовательный поиск
      Двоичный поиск
      Краткое введение в структуры данных
      Структуры данных помогают сгруппировать данные
      Обращение к элементам структуры данных
      Резюме
      Глава 13. Программирование на языке C
      Введение в C
      Анализ программы на C
      Использование формата функции main()
      Использование выражения #include
      Данные в языке C
      Комментарии в языке C
      Объявление переменных
      Функции языка C
      Использование встроенных функций
      Функция вывода printf()
      Функция ввода scanf()
      Создание общих программных функций
      Операторы языка C
      Операторы управления языка C
      Резюме
      Глава 14. Программирование на языке C++
      Изучение C++
      «Объектная» терминология
      Основные различия C и C++
      Комментарии
      Различия в именах
      Различия в реализации ввода/вывода
      Введение в объекты
      Определение классов
      Объявление переменных-объектов
      Обращение к членам класса
      Добавление характера поведения в объекты
      Работа с областью действия класса
      Преимущества ООП
      Резюме
      Глава 15. Пакетные файлы, макросы и сценарии
      Пакет: с чего все начиналось
      Использование пакетных файлов
      Обзор языка пакетных файлов
      Языки макросов
      Необходимость макросов
      Использование клавиатурных макросов
      Visual Basic for Applications (VBA)
      Сценарии в Windows
      Резюме
      Глава 16. Концепции программирования для Интернета
      Обзор Интернет-программирования
      Интернет-подключения
      Интернет-связь
      Необходимость простой навигации
      HTML-програмирование
      Элементы ActiveX
      Сценарии в Интернет-приложениях
      Технологии ASP и .NET
      Резюме
      Глава 17. HTML-программирование
      Понятие HTML
      Простой HTML
      Простое форматирование текста
      Простая HTML-графика
      Использование гиперссылок
      Почтовая гиперссылка
      Резюме
      Глава 18. DHTML-программирование
      Введение в DHTML
      Пример DHTML-страницы
      Технологии DHTML
      Конкурентная борьба между Microsoft и Netscape
      Ролловеры
      Резюме
      Глава 19. Введение в XML
      XML и его влияние
      Множество платформ
      Работающий пример на XML
      Оформление XML-кода
      Верификация XML-кода
      Определение DTD
      Резюме
      Глава 20. Java-программирование
      Введение в Java
      Исполняемое содержание Java
      Исполняемое содержание, поддерживающее множество платформ
      Как все работает
      Вопросы безопасности
      Реализация Java
      Visual J++: простая Java-система
      Особенности языка Java
      Формат языка
      Подробности языка
      Разбор программного кода
      Обработка исключений
      Установка исключений
      Использование try и catch
      Резюме
      Глава 21. JAVASCRIPT
      Что умеет делать JavaScript
      Обзор объектов JavaScript
      События и обработчики событий JavaScript
      JavaScript — полноценный язык
      Резюме
      Часть V. Профессия — программист
      Глава 22. Обслуживание программ
      Блок-схемы
      Условные обозначения блок-схемы
      Правила создания блок-схем
      Блок-схема из реальной жизни
      Псевдокод
      Введение в структурное программирование
      Технология структурного программирования
      Проблемы структурирования
      Конструкции структурного программирования
      Технологии структурного программирования
      Последовательность
      Принятие решения
      Цикл
      Тестирование: жизненно важный этап
      Стендовые испытания
      Эксплуатационные испытания
      Параллельное тестирование
      Отладка
      Резюме
      Глава 23. Распространение готовых приложений
      Вопросы распространения программ
      Распространение — это просто
      Распространение Windows-приложений
      Первый шаг: компиляция
      Развертывание приложения
      После создания пакета
      Не забывайте о сетях
      Удаление приложения
      Другие полезные средства
      Профилировщики
      Контроллеры версий
      Редакторы ресурсов
      Резюме
      Глава 24. Программирование и коммерческая деятельность
      Отдел обработки данных и другие отделы
      Оплата работы отдела автоматизации
      Подход «из фонда накладных расходов»
      Подход «по затратам»
      Роль программиста по договору
      «Компьютерные» специальности
      Названия должностей
      Степени и сертификаты
      Сертификация
      Ввод данных
      Должности программистов
      Штат анализа и разработки
      Должности, связанные с сетями и Интернетом
      Возможность управления
      Консультирование
      Резюме
      Глава 25. Будущее программирования
      Программирование больше не нужно?
      Инструменты выходят из моды, а программирование — нет
      При изменении технологий должен меняться и программист
      Обучение никогда не кончается
      Периодические издания
      Книги
      Аудиторные занятия и Интернет
      От новичка к профессионалу
      Резюме
      Алфавитный указатель
     
     
     
      Глава 4
      Современные языки программирования
      С момента появления первого компилятора COBOL языки программирования сильно изменились. Каждый новый язык обещал быстрое обучение и улучшенные функциональные возможности обслуживания исходного кода. За последние несколько лет благодаря глобальной сети Интернет и таким графическим интерфейсам среды, как Windows, применение и возможности языков программирования изменились почти в такой же степени, как и за первые 35 лет развития компьютеров.
      Основные моменты этой главы:
      Язык Pascal послужил основой для более современных языков.
      C — очень эффективный язык программирования, который стал фундаментом для появления других языков.
      Мир компьютерных сетей раскрыл новые возможности для языков программирования и потребовал языков нового типа.
      Visual Basic происходит от языка BASIC — языка для начинающих.
      Несмотря на простоту, Visual Basic пригоден для создания мощных Windows-приложений.
      Важность языка Pascal и его уход с арены
      В 1968 году Никлас Вирт (Niklaus Wirth) написал первый компилятор языка Pascal (Паскаль). Этот язык получил название в честь выдающегося французского математика Блеза Паскаля (Blaise Pascal). Язык Pascal — удачный язык общего применения, подходящий для программирования как научных задач, так и задач, связанных с коммерческой деятельностью. Средства ввода/вывода этого языка несколько слабее, чем у таких коммерческих языков, как COBOL, поэтому он никогда не претендовал на его замещение. Тем не менее после первого опубликования Pascal был довольно основательным языком, который успеш
      но справлялся со своей работой.
      Популярность языка Pascal резко подскочила в 1970-х. Самое большое преимущество этого языка — поддержка концепции структурного программирования, позволяющей делать программы более удобными для изменения. (Более подробно структурное программирование рассмотрено в главе 22.) Идеология структурного программирования интегрирована в язык, поэтому программы на языке Pascal проще в обслуживании, чем программы, написанные на других языках того времени.
      В течение 1970-х годов Pascal был «единственным языком программирования, который всех устраивал». Компания IBM с помощью языка PL/I делала попытку создать что-то подобное. Так же как и PL/I, Pascal не достиг наивысшей цели. Популярность языка Pascal упала так же быстро, как и выросла. В 1970-х наблюдался огромный рост применения языка Pascal, а в 1980-х — резкий спад интереса к нему.
      Несмотря на потерю занимаемого положения, Pascal открыл для других языков дорогу к поддержке структурных концепций, обслуживаемости программ и бесплатному использованию программ. В листинге 4.1 представлен пример программы на Pascal. Языки C и C++ должны благодарить Pascal за то, что он послужил для них фундаментом.
      СОВЕТ
      В отличие от FORTRAN и COBOL Pascal (и все современные языки) является языком несвязанной формы. Это означает, что в программе допускается любое количество пустых строк и пробелов, облегчающих восприятие текста программы. (Синтаксис языка не связан позиционными или форматными ограничениями.)
      Листинг 4.1. Программа на Pascal выглядит более читаемой
      {Массивы типизированных констант с записями, содержащими статистические сведения
      о персонале}
      PROGRAM People;
      USES Crt;
      TYPE PersonTypes = (Employee,Vendor,Customer);
      PersonString = STRING [9];
      PersonRecord = RECORD
      Name:PersonString;
      Balance:WORD;
      END;
      PersonNameArray = ARRAY [PersonTypes] OF PersonRecord;;
      CONST People:PersonNameArray =
      ((Name:'Sally'; Balance:323.56),
      (Name:'Ted'; Balance:0.00),
      (Name:'John'; Balance:1212.37));
      VAR Person:PersonTypes;
      {Далее следует основная процедура вывода}
      BEGIN
      CLRSCR;
      WRITELN('***People in System ***'):
      WRITELN;
      FOR Person := Employee TO Customer DO
      WITH People [Person] DO
      BEGIN
      WRITELN(Name,' has a balance of $$',
      Balance,'.');
      WRITELN;
      END;{with}
      END.{People}
      Язык программирования C
      Язык C (Си) разработали в компании Bell Laboratories Брайан Керниган (Brian Kernighan) и Дэнис Ричи (Dennis Ritchie). В 1972 году этой компании потребовалось написать новую операционную систему. До того момента большинство операционных систем было написано на ассемблере, поскольку языки программирования высокого уровня были недостаточно эффективны и снижали производительность компьютеров того времени. Проблема низкоуровневого программирования заключалась в том, что программный код было очень сложно «дорабатывать». В ходе обновления операционных систем программистам снилис
      ь кошмарные сны о том, как им приходится «доводить» код на ассемблере.
      ПРИМЕЧАНИЕ
      Результатом этих усилий явилась операционная система (ОС) Unix, которая используется до сих пор и которая вдохнула жизнь в Linux — популярную ОС для персональных компьютеров.
      Компания Bell не хотела, чтобы новая операционная система была так же сложна в обслуживании, как все предыдущие, но на тот момент просто не существовало языка высокого уровня, подходящего для выполнения этой работы. Поэтому пришлось написать новый язык программирования, который был бы прост в обслуживании, как язык высокого уровня, и так же эффективен, как код ассемблера.
      Керниган и Ричи (известны также как просто K&R) попытались найти обходной путь для решения проблем обслуживания, создав язык C. Это «язык высокого уровня», обеспечивающий концепции структурного программирования и позволяющий при этом скомпилировать программу в сжатый эффективный код, исполняемый так же быстро, как и код ассемблера.
      Компания Bell завершила создание операционной системы, которая получилась эффективной, но осталась доступной для обслуживания и обновления. В качестве награды язык C стал одним из самых популярных языков.
      Успех языка C
      Популярность C росла очень быстро. Компаниям понравилась идея создания более эффективных программ. А C-программа выполнялась в 10 раз быстрее, чем эквивалентная ей программа на языке COBOL. С ростом популярности персональных компьютеров эффективный и небольшой язык становился все более необходимым.
      Причина современной популярности C заключается в том, что, несмотря на сокращение его использования, он является основой для таких языков, как C++, Java, C#, и множества других современных языков, а также будущих. C — проще всех.
      ПРИМЕЧАНИЕ
      Мы уделим больше внимания языку C в главе 13.
      C++: лучше, чем C
      Наследник C язык C++ быстро завоевал поддержку, являясь обновленной версией языка C. C++ был разработан шведским программистом по имени Бьярн Страуструп (Bjarne Stroustrup) в начале 1980-х. C++ имеет на вооружении несколько дополнительных команд и операторов, но основное отличие заключается в подходе к программированию.
      Главная причина, по которой и сейчас C++ остается популярным, — он поддерживает объектно-ориентированное программирование (ООП). ООП — это иной способ написания программ, помогающий программисту писать программы быстрее и с наименьшим числом ошибок. ООП также позволяет повысить скорость обслуживания. Более подробно объектно-ориентированное программирование будет рассмотрено в главе 14.
      C++ стал толчком к современным языкам
      Популярность объектно-ориентированного языка C++ дала начало множеству новых языков для современного Интернета. Причиной успешного развития языка Java (Джава) (и его производных, таких как JavaScript) является широкомасштабное использование в нем языка C++, и хотя C++ не поддерживает достаточной безопасности программирования web-сайтов, его объектно-ориентированная природа делает Java хорошим кандидатом для программирования объектов Интернета. Компания Sun Microsystems изменила язык C++, добавив в него элементы обеспечения достаточной безопасности и убрав ряд сомнител
      ьных возможностей C++. (Примером является множественность наследования, которая позволяет генерацию одного объекта программирования, такого как окно, из набора нескольких родительских окон с различными характеристиками. Подобная концепция сбивает с толку даже при формулировании ее на высоком уровне.)
      Конечно же, Java и прочие средства оперативного программирования web-страниц могли бы сильно отличаться от языка C, с которым нам пришлось бы работать, если бы не было языка C++. Разумеется, современный Интернет все равно был бы популярен, даже если бы не существовало языков C и C++. В этом случае используемые в Интернете языки, вероятно, походили бы больше на Pascal, который являлся основным языком 1980-х и 1990-х.
      ВНИМАНИЕ
      Не удивляйтесь, если компания разработает язык просто для того, чтобы иметь что-то новенькое. Иногда компаниям приходится использовать альтернативные языки, для того чтобы избежать проблем лицензирования других языков. Корпорация Microsoft не использует язык Java именно по этой причине — вместо него она создала пару Java-подобных языков: Visual J++ и C# (произносится: «Си-шарп»). Большинство компаний предпочитают использовать известный язык, поскольку он успешно справляется со своей работой.
      Языки гипертекстовой разметки и языки сценариев
      Некоторые программисты не являются таковыми в традиционном понимании, поскольку они не пишут автономных приложений, выполняющих определенные задачи. Вместо этого они пишут программный код web-страниц. Внешний вид web-страницы определяется тем, как программист расположил элементы и отформатировал текст с помощью языка гипертекстовой разметки (Hypertext Markup Language, HTML). HTML — это язык форматирования, определяющий, как на web-странице будут размещены текст, графика и таблицы. Кроме того, истинная прелесть этого языка заключается в возможности создавать ссылки между
      различными частями информации. Когда вы щелкаете на гиперссылке, расположенной на web-странице, для перехода на другую страницу, вы используете возможности HTML. Прочитав главу 17, вы разберетесь в основах HTML. Как вы увидите, этот язык довольно прост для изучения.
      Еще одна категория языков программирования, которые не вписываются в стандартное определение, — это языки сценариев. Если вы работали с пакетом Microsoft Office, то вы, вероятно, создавали клавиатурные макросы, состоящие из именованных последовательностей нажатий клавиш. При выполнении макроса действия выполняются так, как будто вы нажимаете клавиши на клавиатуре. Объединяя нажатия клавиш в макрос, вы можете автоматизировать повторяющиеся задачи.
      Языки сценариев, подвид пакетных файлов мейнфреймов и ОС, предшествовавших Windows, подобны макросам, в которых объединены отдельные команды, управляющие операционной средой, в соответствии со списком, который и является программой. Пользователь может исполнить весь список команд, запустив эту программу. Более подробно эти языки будут рассмотрены в главе 15.
      Семейство языков BASIC
      Рассмотрение специфических языков завершается языком BASIC, являющимся трамплином в следующую главу, в которой вы изучите современную версию языка BASIC, называемую Visual Basic.
      BASIC был разработан в колледже города Дартмут (Dartmouth) и предназначался для обучения начинающих. Язык FORTRAN был сложным для студентов нематематических отделений. Джон Кимини (John Kemeny) и Томас Курц (Thomas Kurtz), учившиеся в Дартмуте, при разработке языка BASIC в качестве основы использовали FORTRAN. BASIC — сокращение от Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (универсальный код символических инструкций для начинающих) — имя, которое говорит само за себя. BASIC, как правило, используется с интерпретатором, хотя современные версии BASIC являются компилирующими. Это позволяет новичкам сосре
      доточиться на языке программирования и не вникать в особенности компиляции. Как и все интерпретируемые языки, BASIC-программы выполняются медленнее, чем откомпилированные программы, поэтому программы на языке BASIC не используются в коммерческих приложениях.
      Интерпретированный и скомпилированный код
      При интерпретации языка компьютер в ходе выполнения программы анализирует каждую инструкцию отдельно, после чего осуществляет ее преобразование в машинный код и выполняет его. Если в ходе выполнения программы повторяется какой-либо фрагмент исходного кода, интерпретатор будет снова анализировать и преобразовывать этот фрагмент перед его исполнением. В отличие от интерпретаторов компиляторы сначала осуществляют преобразование всего файла исходного текста в машинный код, после чего осуществляется его выполнение. Если какой-либо фрагмент компилиру
      емой программы повторяется, то компиляция повторно не выполняется, как это происходило в интерпретаторе. Следовательно, откомпилированные программы выполняются значительно быстрее, чем интерпретируемые программы, хотя для начинающих проще обучаться на интерпретирующих трансляторах.
      Большинство современных языков компилируются. А сценарии и HTML-подобные языки по-прежнему являются интерпретируемыми, поскольку их исходный код обычно не слишком большой, чтобы прибегать к компиляции, а реальное выполнение интерпретируемого кода при небольших размерах происходит довольно быстро.
      Ранние версии BASIC
      За несколько лет BASIC получил распространение в нескольких формах. Исходный язык BASIC имел довольно скромную структуру и строгий набор правил написания программ. Строгие правила снимают некоторую неоднозначность, имеющуюся в других языках программирования, и ускоряют изучение языка начинающими. В листинге 4.2 представлен пример программы, написанной на исходной версии BASIC. Каждая строка начинается с номера. Обычно нумерация начинается с 10 и идет с интервалом 10, что позволяет в случае необходимости между существующими строками добавить до девяти строк.
      Листинг 4.2. Пример исходного языка BASIC
      10 REM Игра по угадыванию букв на языке BASIC
      20 REM Генерирует случайное число от 65 до 90
      30 REM (ASCII 65 это буква A, а ASCII 90 -- Z)
      40 NUM =(INT(RND * 26))+ 65
      50 CA$ = CHR$(NUM)
      60 CLS
      70 PRINT "***Letter Guessing Game ***"
      80 PRINT
      90 PRINT "I am thinking of a letter..."
      100 INPUT "What is your guess ";UG$
      110 TR = TR + 1
      120 IF (UG$ > CA$)THEN GOTO 150
      130 IF (UG$ < CA$)THEN GOTO 180
      140 GOTO 210
      150 PRINT "Your guess was too high"
      160 PRINT "Try again..."
      170 GOTO 200
      180 PRINT "Your guess was too low"
      190 PRINT "Try again..."
      200 GOTO 100
      210 REM если буква угадана 220 PRINT "***Congratulations!You got it right!"
      230 PRINT "It took you only ";TR;"tries to guess."
      240 END
      Результат выполнения этой программы представлен ниже. Попытайтесь, просмотрев программу, разобраться, как производится вывод результатов, и ответить на вопросы: где располагаются комментарии? (Комментарий — это выражение, поясняющее исходный текст программы. При выполнении программы комментарии игнорируются. Комментарии требуются лишь для того, чтобы любой, кто посмотрит на программу, смог определить, для чего она предназначена.) Где реализован повтор программы? Какая команда языка BASIC осуществляет вывод? Если вы не сможете ответить на эти вопросы, не
      огорчайтесь, подробности программирования будут рассмотрены в следующей главе.
      ***Letter Guessing Game ***
      I am thinking of a letter...
      What is your guess?A A
      Your guess was too low
      Try again...
      What is your guess?Z Z
      Your guess was too high
      Try again...
      What is your guess?M M
      Your guess was too low
      Try again...
      What is your guess?V V
      Your guess was too high
      Try again...
      What is your guess?S S
      ***Congratulations!You got it right!It took you only 5 tries to guess.
      Хотя BASIC изначально был ориентирован на начинающих и до сих пор соответствует этому предназначению, современные версии языка обеспечивают богатый ассортимент дополнительных программных элементов. Вот лишь несколько наименований языка, которые он получал в ходе развития:
      BASICA (BASIC для успевающих).
      GWBASIC (Gee Whiz BASIC).
      Power BASIC.
      Turbo BASIC.
      QuickBASIC (компилирующая версия).
      QBasic (входит в состав MS-DOS начиная с версии DOS 5.0).
      Visual Basic (для программирования в среде Windows).
      Корпорация Microsoft была одной из первых, кто поддержал Qbasic (интерактивная версия) в DOS 5.0 и последующих версиях. В настоящее время Microsoft распространяет Visual Basic — средство визуального программирования, с помощью которого можно создавать Windows-приложения. Самым большим плюсом, реализованным корпорацией Microsoft в QuickBASIC, является то, что была представлена компилирующая версия BASIC. С появлением QuickBASIC язык BASIC покинул ряды любительских и стал полноправным структурированным компилируемым языком программирования, конкурирующим с такими языками, как Pascal и C.
      В листинге 4.3 представлена QuickBASIC-версия рассмотренной ранее игры в угадывание буквы. Обратите внимание на отсутствие номеров строк и на то, что программа представлена в несвязанной форме, облегчающей восприятие, чего не было в оригинальном языке. По внешнему виду программы на QuickBASIC похожи на программы, написанные на C или Pascal.
      Листинг 4.3. QuickBASIC-версия игры по угадыванию буквы
      Обновленный BASIC позволяет проще вставлять
      комментарии - без использования REM
      Игра – угадывание буквы
      Генерировать случайное число от 65 до 90
      num = (INT(RND *26))+65
      ' ((ASCII 65 это буква A, а ASCII 90 -- Z)
      compAns$ = CHR$(num)' Преобразовать число в букву
      tries = 0
      CLS ' Очистить экран
      PRINT "***Letter guessing game ***"
      PRINT
      PRINT "I am thinking of a letter..."
      DO
      INPUT "What is your guess ";userGuess$ tries = tries + 1
      IF (userGuess$ > compAns$)THEN
      PRINT "Your guess was too high"
      PRINT "Try again..."
      ELSE
      IF (userGuess$ < compAns$)THEN
      PRINT "Your guess was too low"
      PRINT "Try again..."
      END IF
      END IF
      ' Если пользователь угадал, выйти из цикла
      LOOP WHILE (userGuess$ <> compAns$)
      ' Пользователь угадал, объявить это
      PRINT "***Congratulations!You got it right!"
      PRINT "It took you only ";tries;"tries to guess."
      END
      С QuickBASIC корпорация Microsoft завоевала успех. И наконец, для компилятора BASIC был реализован интегрированный полноэкранный редактор. Большинство предыдущих версий BASIC имели собственный редактор строк или редактор с ограниченными возможностями. Многие признают, что полноэкранный редактор корпорации Microsoft сыграл такую же значимую роль, как и улучшения в самом языке.
      Корпорация Microsoft смогла утвердить лидерство на арене языка BASIC, когда выпустила Qbasic — интерпретирующую версию BASIC, которая стала входить в состав каждой версии MS-DOS. Qbasic был языком, которым пользовалось большинство начинающих программистов 1980–1990-х годов. К счастью, в Visual Basic корпорация Microsoft поддержала большинство преимуществ, что дало легкость обучения по сравнению с другими языками, и обеспечила достаточную производительность, позволяющую создавать полноценные Windows-приложения.
      Визуальное программирование с помощью Visual Basic
      Вероятно, наиболее впечатляющим языком программирования является Visual Basic. Он сочетает производительность и относительную простоту программирования с коллекцией визуальных элементов управления, при помощи которых строятся программы. Visual Basic является средой программирования в ОС Windows и используется для написания Windows-программ. При первом запуске Visual Basic вы увидите окно, подобное представленному на рис. 4.1. Как видно из рисунка, понятие визуальный является наиболее точным. Не позволяйте кажущейся сложности окна Visual Basic напугать вас. После более детальног
      о ознакомления с Visual Basic вы лучше поймете, как различные части окна связаны друг с другом, и научитесь настраивать окно на свой вкус.
      Windows-программы обычно сложнее создавать, чем программы, используемые в текстовом режиме дисплея. Windows-программы управляются событиями. В отличие от процедурных программ, работающих в текстовом режиме и выполняющих последовательность действий, основываясь на вводимой пользователем информации, Windows-программы должны реагировать на любое событие или действие, например, на нажатие клавиши пользователем, перемещение мыши, нажатие кнопки мыши или выбор пункта меню. Если бы Windows-программы были по своей природе, как и остальные, процедурными, то программа смог
      ла бы откликнуться на перемещение мыши только в тот момент, когда она этого ожидает, а не тогда, когда это нужно пользователю. Будучи управляемой событиями, программа в любой момент может прореагировать на любое действие или событие. Выполнение Windows-программы может быть остановлено в любой момент или отложено, пока пользователь выполняет другую программу. Поскольку Windows-программы выполняются в экранном окне, программа может откликаться на изменение размеров окна, производимое пользователем. Пользователь может следить за выполнением программы на Visual Ba
      sic в верхней части экрана, а в нижней — смотреть анимационную графику. Написание Windows-программ вручную, «с нуля», было кошмаром, пока не появился Visual Basic. Эта версия языка следит за всеми тонкостями Windows-приложения, позволяя пользователю управлять размером окна программы, а также ее реакцией на выбор меню и на события мыши и клавиатуры. Разработчику необходимо лишь указать среде Visual Basic, чего он хочет при возникновении определенного события.
     
      Какой язык самый лучший?
      Наилучший язык определяется исходя из задачи, которую вам необходимо реализовать. Если вам необходимо определиться, с изучения какого языка необходимо начинать, то ответ на этот вопрос уже дан. Visual Basic — самый лучший, универсальный язык для начинающих. В следующей главе мы начнем развивать навыки программирования в Visual Basic. Те, кто уже владеет вводным языком, часто переходят на C++ и языки программирования для Интернета, например Java. Используемый язык определяется типом программы. Если вы работаете над срочным проектом (какими и являются большинство прое
      ктов обработки данных), у вас не будет времени на изучение нового языка, поэтому если на тот момент вы будете владеть C++, он и будет использоваться.
      Сложно определить, сколько языков необходимо знать хорошему программисту. Некоторые высокооплачиваемые, высококлассные программисты знают лишь один язык, но большинство, конечно же, знают несколько. Если отдельные языки нравятся вам больше других, то вы профессионально овладеете одним или двумя, даже если с другими языкам вы будете знакомы несколько лет.
      ПРИМЕЧАНИЕ
      Что бы ни случилось, всегда планируйте дальнейшее обучение. Компьютерные технологии — это захватывающее поле деятельности, поскольку в них всегда появляется что-то новое.
      Десять лет назад такие интегрированные среды разработки, как Visual Basic, изумляли компьютерное сообщество, а сейчас они банальны. Когда в 1991 году появился Visual Basic, он был чем-то вроде волшебства; теперь даже начинающие программисты используют это средство программирования для создания мощных Windows-приложений.
      Язык, используемый компанией для написания отдельного приложения, определяется многими факторами. Например, если в компании имеется лишь один или два лицензированных компилятора, то приложение может быть написано только с использованием одного из них. Головные компьютеры могут стоить несколько тысяч долларов, поэтому для компании довольно сложно переходить с одного языка на другой, выбирая, какой лучше. Зачастую используется тот язык, который имеется.
      ПРИМЕЧАНИЕ
      Обычно компании предпочитают более известные языки. Например, существует довольно неплохой объектно-ориентированный язык Actor, но он полезен только для того, кто его знает. C++ — лучший язык для тех, кто заботится об обслуживании программ в будущем.
      Резюме
      Новые языки легче в использовании. Большинство современных языков имеет интегрированную среду разработки и поддерживает структурное программирование. Для графических операционных систем, например Windows, требуются более сложные средства программирования, но с помощью простых в обращении языков, таких как Visual Basic, процесс облегчается настолько, что даже начинающие программисты могут работать с графической средой.
      Современные языки программирования обеспечивают огромные преимущества по сравнению с предшествующими языками. Они более структурированы и предоставляют интегрированную среду разработки.
      В 1970-х самым популярным языком общего применения был Pascal, но в 1980-х его применение резко сократилось.
      Язык C, разработанный компанией Bell Laboratories, является очень эффективным, но низкоуровневым языком программирования. Язык C — это основа современных языков.
      Самым большим преимуществом языка C++ над его предшественником является поддержка объектно-ориентированного программирования.
      Visual Basic, наследник языка BASIC, обеспечивает наилучшую базу программирования для начинающих.
      Выбор используемого языка определяется многими факторами. Большинство языков имеют специализацию и подходят для написания определенного типа программ. Выбор языка определяется исходя из направленности разрабатываемой программы. Кроме того, вы должны отдавать себе отчет в том, насколько этот язык распространен, на тот случай, если кому-то в будущем придется заниматься обслуживанием вашей программы.
     

Самоучитель программирования. / Г. Перри - СПб: Питер, 200?. - 368 с.

Экономика и управление | Право/a> | Бухгалтерский учет и налоги |