Перед вами книга, с помощью которой вы быстро и нескучно познакомитесь с графическим редактором Visio. Овладев новым инструментом, вы сможете свободно творить, создавая всевозможные изображения – от простейших графических объектов (прямоугольников, линий и окружностей) до сложных технических и архитектурных чертежей, от простейших блок-схем до организационных и презентационных диаграмм. Вы сможете изображать планы местности, внутренних помещений, включающие схемы тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, схемы охранных систем и многое другое! Изучите один популярнейших графических редакторов самостоятельно.
Краткое содержание
Введение
Глава 1. Рисование — это просто
Глава 2. От простого к интересному
Глава 3. Оформление документа
Глава 4. Специальные возможности
Глава 5. Создание диаграмм
Глава 6. Электронная таблица ShapeSheet
Глава 7. Работа с документом Visio
Приложение 1. Словарь терминов
Приложение 2. Описание элементов интерфейса
Алфавитный указатель
Содержание
Введение
Для кого предназначена эта книга?
Как читать эту книгу?
Структура книги
Принятые обозначения
От издательства
Глава 1. Рисование — это просто
Занятие 1. С чего начать?
Упражнение 1. Создание нового документа
Упражнение 2. Добавление фигуры
Упражнение 3. Текстовая вставка
Упражнение 4. Оформление фигуры
Упражнение 5. Получение справочной информации
Упражнение 6. Печать рисунка
Упражнение 7. Сохранение документа и завершение работы
Пример. Создание простейшего рисунка
Занятие 2. Фигуры
Упражнение 1. Создание фигур с помощью
инструментов рисования
Упражнение 2. Выделение фигуры
Упражнение 3. Свойства фигуры
Упражнение 4. Порядок следования фигур
Упражнение 5. Выравнивание группы фигур
Пример. Рисование и размещение фигур
Занятие 3. Копирование и перемещение
Упражнение 1. Перемещение фигур
Упражнение 2. Изменение координат фигуры
Упражнение 3. Копирование и перемещение фрагментов
Упражнение 4. Дублирование фигуры
Упражнение 5. Копирование и перемещение через буфер обмена
Упражнение 6. Копирование формата по образцу
Пример. Копирование и перемещение
Глава 2. От простого к интересному
Занятие 4. Маркеры и специальные точки фигуры
Упражнение 1. Изменение размеров фигуры
Упражнение 2. Вращение фигуры
Упражнение 3. Управление маркером центра вращения
Упражнение 4. Кривизна дуги
Упражнение 5. Искривление дуги
Упражнение 6. Искривление двумерных фигур
Упражнение 7. Вершины фигуры
Упражнение 8. Точки соединения
Пример. Создание фигуры с помощью маркеров и специальных
точек
Занятие 5. Соединение фигур
Упражнение 1. Соединители фигур
Упражнение 2. Соединение «фигура к фигуре»
Упражнение 3. Соединение «точка к точке»
Упражнение 4. Смешанное соединение
Упражнение 5. Связывание фигур без соединителей
Упражнение 6. Параметры соединителей
Пример. Соединение фигур
Занятие 6. Объединение фигур в группу
Упражнение 1. Создание группы
Упражнение 2. Редактирование фигур в группе
Упражнение 3. Добавление фигуры в группу
Упражнение 4. Выделение из группы отдельной фигуры
Упражнение 5. Разгруппировка группы фигур
Пример. Редактирование сгруппированных фигур
Занятие 7. Операции над группой фигур
Упражнение 1. Операции объединения фигур
Упражнение 2. Операции разделения фигур
Упражнение 3. Размножение фигуры
Пример. Создание фигур с помощью комбинирования
Занятие 8. Объединение фигур в слои
Упражнение 1. Создание нового слоя
Упражнение 2. Добавление фигуры к слою
Упражнение 3. Свойства слоя
Упражнение 4. Выделение фигур, входящих в слой
Упражнение 5. Удаление слоя и фигур из него
Пример. Создание и использование слоев
Глава 3. Оформление документа
Занятие 9. Оформление фигур
Упражнение 1. Формат линии
Упражнение 2. Цвет фигуры
Упражнение 3. Тень
Упражнение 4. Удаление цветового оформления
Пример. Создание цветового оформления отдельной фигуры
Занятие 10. Автоматическое форматирование фигуры
Упражнение 1. Стили
Упражнение 2. Копирование и удаление стилей
Упражнение 3. Использование скрытых стилей
Упражнение 4. Редактирование стиля
Упражнение 5. Цветовая схема документа
Упражнение 6. Цветовая палитра документа
Пример. Использование стилей
Занятие 11. Текстовые элементы рисунка
Упражнение 1. Оформление текста
Упражнение 2. Текст как элемент фигуры
Упражнение 3. Текст как фигура
Упражнение 4. Форматирование текста
Упражнение 5. Импорт текста
Пример. Использование текстовых элементов при создании
рисунка
Занятие 12. Дополнительные возможности оформления
Упражнение 1. Импортирование из ClipArt
Упражнение 2. Использование импортированных изображений
Упражнение 3. Использование диаграмм
Упражнение 4. Редактор формул
Пример. Применение редактора формул и построение линейного графика
Занятие 13. Фоновый лист
Упражнение 1. Создание фона
Упражнение 2. Присвоение фона листу рисунка
Упражнение 3. Редактирование фонового изображения
Упражнение 4. Удаление фона и фонового листа
Пример. Создание фонового листа
Глава 4. Специальные возможности
Занятие 14. Возможности Visio для точного позиционирования
и связывания фигур
Упражнение 1. Линейка
Упражнение 2. Сетка
Упражнение 3. Точка привязки
Упражнение 4. Линии привязки
Упражнение 5. Параметры склеивания и позиционирования
Пример. Использование точек и линий привязки
(построение перспективы)
Занятие 15. Мастера фигур
Упражнение 1. Создание мастера
Упражнение 2. Ключевые слова мастера
Упражнение 3. Связывание мастера со слоем
Упражнение 4. Создание значка мастера
Упражнение 5. Копирование мастера
Упражнение 6. Удаление мастера
Пример. Создание мастера
Занятие 16. Трафареты
Упражнение 1. Создание трафарета
Упражнение 2. Размещение и регистрация трафарета
Упражнение 3. Открытие трафарета
Упражнение 4. Управление панелями трафаретов
Упражнение 5. Закрытие трафарета
Пример. Создание трафарета
Занятие 17. Шаблон как средство для экономии времени
Упражнение 1. Стандартные шаблоны
Упражнение 2. Создание шаблона
Упражнение 3. Регистрация и использование шаблона
Упражнение 4. Редактирование шаблона
Пример. Создание шаблона
Глава 5. Создание диаграмм
Занятие 18. Построение блок-схем
Упражнение 1. Создание блок-схемы
Упражнение 2. Соединение элементов блок-схемы
Упражнение 3. Создание ссылок и нумерации фигур
Упражнение 4. Перекрестно-функциональная блок-схема
Пример. Создание блок-схемы
Занятие 19. Организационная диаграмма
Упражнение 1. Создание организационной диаграммы
Упражнение 2. Оформление организационной диаграммы
Упражнение 3. Управление большими
организационными диаграммами
Упражнение 4. Импортирование, экспортирование
и обновление данных
Пример. Создание организационной диаграммы
Занятие 20. Представление планирования
Упражнение 1. Временная ось
Упражнение 2. Gantt-диаграмма
Упражнение 3. Календарь и PERT-диаграмма
Пример. Создание календаря
Глава 6. Электронная таблица ShapeSheet
Занятие 21. Окно ShapeSheet
Упражнение 1. Открытие окна ShapeSheet
Упражнение 2. Размещение окна ShapeSheet
Упражнение 3. Разделы электронной таблицы
Упражнение 4. Добавление разделов
Упражнение 5. Управление разделом
Пример. Создание пользовательского контекстного меню
Занятие 22. Управление фигурой с помощью электронной таблицы
Упражнение 1. Системы координат
Упражнение 2. Удаление и добавление вершин
Упражнение 3. Точки соединения
Упражнение 4. Защита фигуры
Упражнение 5. События, генерируемые объектом
Упражнение 6. Создание пользовательских команд в контекстном
меню объекта
Пример. Автоматическое управление параметрами фигуры
Занятие 23. Использование выражений в электронной таблице
Упражнение 1. Ввод выражений
Упражнение 2. Единицы измерения
Упражнение 3. Ошибки в выражениях
Упражнение 4. Использование ссылок
Упражнение 5. Функции и операторы
Пример. «Метаморфозы» внешнего вида фигуры
Глава 7. Работа с документом Visio
Занятие 24. Документ Visio
Упражнение 1. Где хранятся ваши документы?
Упражнение 2. Открытие существующих документов
Упражнение 3. Поиск документа
Упражнение 4. Навигация по документу
Упражнение 5. Элементы окна редактирования
Упражнение 6. Просмотр изображения
Упражнение 7. Языковые настройки Windows
Пример. Навигация по документу
Занятие 25. Лист рисунка
Упражнение 1. Добавление нового листа
Упражнение 2. Навигация между листами
Упражнение 3. Параметры листа
Упражнение 4. Параметры соединителей
Упражнение 5. Вращение листа
Пример. Увеличение размера изображения
Занятие 26. Меню и панели инструментов
Упражнение 1. Короткие и расширенные меню
Упражнение 2. Отображение панелей инструментов
Упражнение 3. Удаление команд и кнопок
Упражнение 4. Создание пользовательских панелей и меню
Упражнение 5. Изменение подписей и значков на кнопках
и командах меню
Пример. Создание пользовательской панели инструментов
Приложение 1. Словарь терминов
Приложение 2. Описание элементов интерфейса
Алфавитный указатель
ОТРЫВОК
Глава 1
Рисование — это просто
Приложение Visio 2002 — мощный графический редактор, предназначенный для быстрого и эффективного создания графических изображений любой сложности.
Приложение Visio 2002 является не совсем традиционным графическим редактором: с одной стороны, оно обладает богатыми возможностями для построения сложных чертежей и графических изображений, а с другой — имеет множество полезных и удобных надстроек, обеспечивающих, например, доступ к организационным диаграммам (organization chart) или построение обычных и трехмерных графиков. С помощью встроенных шаблонов, трафаретов и стандартных модулей можно без специальной подготовки легко и быстро создавать не только простейшие рисунки, например слайды или схемы, но и очень
сложные чертежи или диаграммы, размещаемые на нескольких листах.
Все это в сочетании с удобным, интуитивно понятным интерфейсом и простотой освоения делает Visio 2002 незаменимым помощником для школьников, студентов, инженеров, деловых людей — то есть всех тех, кому при минимальных затратах на обучение необходимо получить максимальный итоговый результат.
Занятие 1. С чего начать?
Пользователь, пытающийся впервые открыть (загрузить) новое для себя приложение, как правило, задается вопросом: «Что нужно сделать, чтобы загрузить приложение?» Не зависимо от того, как и куда вы устанавливали приложение Visio 2002, значок, позволяющий получить доступ к быстрой загрузке приложения, будет автоматически помещен в раздел Программы стартового меню Windows. Поэтому для начала работы необходимо последовательно выполнить следующий набор несложных действий.
1. На панели задач Windows нажмите кнопку Пуск.
2. В открывшемся меню выберите команду Программы >Microsoft Visio.
Упражнение 1. Создание нового документа
После запуска приложения Visio 2002 на экране появится окно Task Pane, являющееся панелью задач и состоящее из двух частей: окна Choose drawing type и панели New drawing. Эта панель предназначена для выбора нужного типа документа или открытия одного из ранее созданных документов (см. упражнение «Открытие существующих документов» в занятии 24 «Документ Visio»).
Глава 1. Рисование — это просто
На первоначальном этапе работы — при создании нового документа — основным будет являться окно Choose drawing type, а при работе с уже созданными документа ми, например при их редактировании или дополнении, — основной является панель New drawing. В данном упражнении мы познакомимся с основными стандартными типами документов, которые можно создать в Visio с помощью специальных шаблонов. Редактирование документов, а также создание документов на основе пользовательских шаблонов будет обсуждаться ниже (см. также занятие 17 «Шаблон как средство для экономии времени»).
Окно Choose drawing type (рис. 1.1) состоит из двух частей: панели Category, где находится список всех базовых групп шаблонов, и поля Template, где проиллюстриро ваны шаблоны, доступные в выбранной категории. Всего в Visio имеется 14 основных категорий:
Block Diagram — шаблоны для построения различных изображений: в этих шаблонах находятся трафареты со всеми основными графическими фигурами, применяемыми при создании пользовательских рисунков;
Building plan — шаблоны для построения разнообразных планов зданий, помещений и т. д.;
Database — шаблоны для построения описания структуры базы данных;
Electrical Engineering — шаблоны для построения электрических схем;
Занятие 1. С чего начать?
Flowchart — шаблоны для построения блок-схем;
Forms and Charts — шаблоны, предоставляющие удобные инструменты для иллюстрации финансовых отчетов;
Map — шаблоны для создания схем и планов местности;
Mechanical Engineering — шаблоны для создания схем технических установок;
Network — шаблоны для проектирования схем локальных или глобальных компьютерных сетей;
Organization diagram — шаблоны для создания организационной диаграммы;
Process Engineering — шаблоны для создания схем, связанных с перемещением объектов, например схем трубопроводов;
Project Schedule — шаблоны, позволяющие создавать схемы, связанные с процессами, зависящими от времени;
Software — шаблоны позволяющие создавать схемы, связанные с работой программного обеспечения, например схемы распределения системных ресурсов, связи отдельных файлов проекта между собой и т. д.;
Web Diagram — шаблоны для проектирования структуры веб-узлов.
Чтобы создать новый документ на основе стандартного шаблона, выполните следующие действия.
1. В списке Category выберите одну из категорий стандартных типов рисунка.
2. В поле Template выберите необходимый шаблон. При наведении указателя мыши на рисунок шаблона в левом нижнем углу окна Choose drawing type появится подсказка, описывающая содержимое выбранного шаблона. Так, например, на рис. 1.1 показана подсказка, появляющаяся при выборе шаблона Floor Plan из группы Building Plan.
3. Щелкните по выбранному шаблону левой кнопкой мыши (или нажмите кнопку OK).
В большинстве случаев для создания простых пользовательских рисунков вам будет достаточно шаблона Basic Diagram из категории Block Diagram. Все дальнейшее занятие будет связано с документом, основанным именно на этом шаблоне.
Приложение Visio является мультиоконным приложением. Это означает, что вы можете одновременно работать не только с разными листами вашего документа, но и с разными документами. Для того чтобы в процессе работы над одним документом создать другой, тип которого отличается от текущего, достаточно выполнить следующие действия.
1. Выберите команду File>New>Choose drawing type.
2. В окне Choose drawing type в списке Category выберите нужный тип, а в поле Template — соответствующий шаблон.
Теперь у вас создано два или более документов, но видимым является только последний из созданных или открытых документов. Чтобы вернуться к предыдущим документам, необходимо открыть меню Window и в списке доступных документов выбрать команду с именем нужного.
Глава 1. Рисование — это просто
Упражнение 2. Добавление фигуры
После создания нового документа на основе шаблона Basic Diagram рабочий стол вашего компьютера будет иметь вид, представленный на рис. 1.2.
Окно приложения можно условно разделить на четыре части: панели инструмен тов, окно редактирования рисунка, окно трафарета Shapes и панель состояния.
Окно редактирования представляет собой лист с наложенной на него сеткой из вертикальных и горизонтальных линий. Сетка является удобным средством для позиционирования готовых фигур или рисования, а при печати она не видна. Окно трафаретов Shapes содержит все открытые для данного документа трафареты. Каждый трафарет (stencil) является специальной панелью, которая содержит различные мастера фигур, графические и вспомогательные элементы, используемые на листе рисунка.
Создание фигуры может идти двумя путями: с помощью мастеров из панели трафаретов или с помощью инструментов рисования. В этом упражнении мы познакомимся с обоими способами. Чтобы процесс создания был более наглядным, необходимо изменить масштаб просмотра изображения, который по умолчанию имеет значение, позволяющее видеть весь лист целиком. Чтобы более подробно отобразить лишь часть листа, выберите команду View>Zoom>100%. После этого в окне
Занятие 1. С чего начать?
редактирования появится только фрагмент листа, а для перемещения к его невидимым частям можно использовать полосы прокрутки, расположенные справа и внизу окна редактирования.
Простейшим способом создания рисунка является добавление на лист необходимой группы фигур с их последующей реорганизацией до нужного узора. Процесс добавления фигуры прост.
1. На панели трафаретов Shapes выберите трафарет, который содержит нужные фигуры. В нашем случае все основные фигуры содержатся на трафарете Basic Shapes, который открывается по умолчанию при создании документа.
2. На панели трафарета выберите нужную фигуру — при этом указатель примет вид крестика со стрелками. Чтобы увидеть все фигуры трафарета, можно использовать вертикальную полосу прокрутки.
3. Нажмите правую кнопку мыши и, удерживая ее, перетащите фигуру на лист.
На рис. 1.3 слева показано изображение, получаемое в результате добавления на лист фигур Square (квадрат) и Triangle (треугольник).
Фигура, созданная с помощью мастера, имеет некоторый набор изменяемых свойств, подробнее о которых будет рассказано далее (см. упражнение «Свойства фигуры» в занятии 2 «Фигуры»). Например, можно изменить ее линейные размеры. Для этого используются зеленые маркеры, обрамляющие фигуру при ее выделении.
1. Выделите фигуру. Для этого установите на нее указатель и щелкните левой кнопкой мыши.
2. Выполните одно из следующих действий:
чтобы пропорционально изменить размер фигуры, установите указатель мыши на любой из угловых маркеров, нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместите маркер так, чтобы фигура приняла нужные размеры;
чтобы изменить любой из линейных размеров, переместите соответствую щий боковой маркер.
Пример изменения размеров стандартных фигур Square (квадрат) и Triangle (треугольник) показан на рис. 1.3 (справа).
Глава 1. Рисование — это просто
Кроме фигур из трафаретов или вместе с ними можно использовать специальные инструменты рисования и редактирования изображений, располагающиеся на панели инструментов Standard. Эти инструменты сгруппированы по принципу исполняемых операций: с помощью инструментов Rectangle Tool и Ellipse Tool можно рисовать плоские фигуры (прямоугольники, эллипсы или окружности), а с помощью инструментов Line Tool, Arc Tool, Freeform Tool и Pencil Tool — различные линии (см. также упражнение «Создание фигур с помощью инструментов рисования» в занятии 2 «Фигуры»). Для доступа к скрытым инструментам исполь
зуется кнопка со стрелкой, находящаяся справа от основной кнопки. Например, на рис. 1.4 показан выбор инструмента рисования Arc Tool.
После выбора этого инструмента его изображение появится на кнопке, а сама кнопка будет затемнена — это указывает на то, что в данный момент активен этот инструмент. Вид указателя мыши также изменится — вместо стрелки появится изображение маленького крестика с дугой правее него.
Инструмент Arc Tool предназначен для рисования дуг.
1. Установите указатель мыши в точку, откуда должна начинаться дуга.
2. Нажмите левую кнопку мыши и, удерживая ее, вытяните дугу так, чтобы она заняла нужное положение.
Фигура может быть собрана из нескольких более простых фигур, созданных с помощью одного или нескольких инструментов рисования. Например, на рис. 1.5 показана фигура, собранная из четырех последовательно соединенных дуг, нарисованных с помощью инструмента Arc Tool.
После окончания рисования фигуры необходимо вернуться из режима редактиро вания рисунка в обычный режим, который позволяет осуществлять выделение фигур, изменение их линейных размеров и т. д. Для этого на панели инструментов Standard выберите инструмент Pointer Tool, изображение которого имеет вид стрелки.
Упражнение 3. Текстовая вставка
Возможности текстового оформления рисунка многообразны — от обычной текстовой вставки до выносок и создания фоновых листов с титульной или справочной информацией. Особенности тестового оформления будут подробно рассмотрены в части 3 (см. занятие 11 «Текстовые элементы рисунка»).
Для вставки текста в рисунок используется инструмент Text Tool, который находится на панели инструментов Standard. Этот инструмент позволяет создавать фигуры, основным содержанием которых является текст. Такая фигура при выделении имеет прямоугольную форму и называется текстовым блоком (рис. 1.6).
Чтобы добавить текст на лист, выполните следующие действия.
1. На панели инструментов Standard выберите инструмент Text Tool — указатель примет вид крестика с листом.
2. Выберите свободное место на листе, куда нужно выполнить вставку текста, и щелкните левой кнопкой мыши.
3. С помощью клавиатуры введите необходимый текст.
4. Для завершения редактирования текста и возврата в режим вставки текстовых фрагментов нажмите клавишу Esc.
5. Для возврата в обычный режим на панели инструментов Standard выберите инструмент Pointer Tool.
С помощью инструмента Text Tool можно добавлять текстовые вставки к фигурам — такой текст называется внедренным. Внедренный текст, в отличие от обычного, всегда хранится вместе с фигурой: они вместе перемещаются, копируются, удаляются и т. д.
Чтобы добавить фигуре внедренный текст, выполните следующие действия.
1. На панели инструментов Standard выберите инструмент Text Tool.
2. Установите указатель на фигуру, для которой нужно создать внедренный текст.
3. С помощью клавиатуры введите необходимый текст.
4. Для завершения редактирования текста и возврата в режим вставки текстовых фрагментов нажмите клавишу Esc.
5. Для возврата в обычный режим на панели инструментов Standard выберите инструмент Pointer Tool.
В отличие от большинства других графических программ текст в Visio, в том числе и внедренный, является самостоятельным текстовым объектом, а не графической фигурой. Поэтому его можно форматировать, выполнять проверку ошибок и т. д. Конечно, возможности форматирования здесь значительно меньше, чем в специализированных текстовых процессорах, но их вполне достаточно для создания подписей, пояснений и заголовков, которые являются основными текстовыми объектами на листе рисунка. В основу форматирования и проверки орфографии
Глава 1. Рисование — это просто
заложены аналогичные возможности Microsoft Word. Например, не распознанное слово или слово, введенное с ошибкой, будет автоматически подчеркнуто красной волнистой чертой, а фразы с лексическими ошибками — зеленой.
Для форматирования текстовых вставок используются инструменты, собранные на панелях инструментов Formatting и Format Text. Например, вставленный текст по умолчанию имеет небольшой размер, равный 8 pt. Для заголовков, да и для обычного текста, это мелко, так как при печати набранный таким шрифтом текст будет трудно читаем (см. рис. 1.6). Чтобы изменить размер шрифта, выполните следующие действия.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите текстовый блок или фигуру, содержащую внедренный текст.
2. Выполните одно из следующих действий:
на панели инструментов Formatting в раскрывающемся списке Font Size выберите нужный размер шрифта;
на панели инструментов Format Text с помощью последовательного нажатия кнопок Increase Font Size и Decrease Font Size уменьшите или увеличьте текущий размер шрифта.
По умолчанию цвет текста всегда черный. При изменении цвета заливки фигуры или листа, например на темные оттенки (см. следующее упражнение), текст, набранный таким шрифтом, может стать нечитаемым. Для изменения текущего цветового оформления используется инструмент Text Color, находящийся на панели инструментов Formatting. В раскрывающемся списке этого инструмента содержится цветовая палитра, позволяющая выбрать цвет для шрифта. Если имеющихся оттенков недостаточно, можно использовать расширенную цветовую палитру (см. также упражнение «Цвет фигуры» в занятии
9 «Оформление фигур»). Чтобы изменить цвет шрифта, выполните следующие действия.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите текстовый блок или фигуру, содержащую внедренный текст.
2. Выполните одно из следующих действий:
чтобы применить к шрифту текущий цвет инструмента Text Color (этот цвет показан на кнопке), на панели инструментов Formatting нажмите кнопку Text Color;
Занятие 1. С чего начать?
чтобы применить к шрифту иной цвет, на панели инструментов Formatting нажмите кнопку со стрелкой, находящуюся правее кнопки Text Color, и выберите нужный цвет в открывшейся палитре.
Еще одним элементом, который позволяет выделить текстовый блок, является рамка, которая, к сожалению, не доступна для внедренного текста. Чтобы создать рамку вокруг текстового блока, необходимо выполнить следующие действия.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите нужный текстовый блок.
2. Чтобы создать рамку с толщиной и типом линии, заданными по умолчанию, на панели инструментов Formatting нажмите кнопку Line Weight или Line Pattern.
3. Чтобы изменить толщину линии рамки, нажмите кнопку со стрелкой, находящуюся правее кнопки Line Weight, и в открывшемся списке выберите нужную толщину.
4. Чтобы изменить тип линии рамки, нажмите кнопку со стрелкой, находящуюся правее кнопки Line Pattern, и в открывшемся списке выберите нужный тип.
Пример показан на рис. 1.6: верхний текстовый блок выделен рамкой из сплошной линии толщиной 1,2 пункта, что соответствует значению Line Weight 5.
Кроме описанных выше приемов оформления текста на рисунке в Visio имеется множество других, например изменение начертания на курсивное или жирное, подчеркивание, цветовая заливка текста, использование верхних и нижних индексов и т. д. Обо всем этом подробно рассказывается в занятии 11 «Текстовые элементы рисунка».
Упражнение 4. Оформление фигуры
Фигура, созданная с помощью инструментов рисования или вставленная из трафарета, по умолчанию имеет простой черно-белый вид. Для некоторых рисунков этого достаточно, но в большинстве случаев необходимо использовать цветовое или иное оформление. Иногда это может быть связано с выделением однородных элементов рисунка, а иногда используется для привлечения внимания к отдельным его частям.
Оформление фигуры складывается из нескольких составляющих: оформления контурной линии, внутренней части фигуры и текстовой вставки. Оформление текстовой вставки обсуждалось в предыдущем упражнении, поэтому здесь на этой теме мы останавливаться не будем.
Линия является простейшей фигурой. Однако она используется в основном в качестве контурной линии, которую имеют все фигуры, независимо от их типа и сложности. Контурная линия является самостоятельным элементом фигуры и оформляется отдельно с помощью набора инструментов, которые находятся на панели инструментов Formatting. Использовать эти инструменты очень просто.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите фигуру, контурную линию которой нужно изменить.
2. С помощью перечисленных далее инструментов измените соответствующие параметры контурной линии. По умолчанию каждая кнопка, активирующая инструмент, хранит информацию о текущем значении этого инструмента,
Глава 1. Рисование — это просто
которое отображается в виде рисунка на кнопке и/или всплывающей подсказки для нее. Другое значение можно выбрать в раскрывающемся списке, который открывается с помощью кнопки со стрелкой, находящейся справа от основной кнопки. После применения нового значения оно станет текущим, а его изображение появится на кнопке.
Line Color позволяет выбрать цвет линии из приведенной палитры.
Line Weight позволяет установить необходимую толщину линии.
Line Pattern определяет тип линии, которая по умолчанию является сплошной.
Line Ends содержит различные виды окончания линии: стрелки различных форматов и кружочки.
Corner Rounding позволяет установить необходимое сглаживание углов фигуры (этот инструмент находится на панели инструментов Format Shape).
3. Для возврата в обычный режим работы с документом на панели инструментов Standard выберите инструмент Pointer Tool.
На рис. 1.7 показан пример изменения линий. В данном случае используется фигура, собранная нами в упражнении «Добавление фигуры» из дугообразных линий, которые первоначально были оформлены по умолчанию.
Одним из главных элементов формата фигуры является ее цвет. Использование различных цветов для выделения тех или иных фигур позволяет разнообразить конечный документ, сделать его более «живым» и наглядным. Различные цвета могут широко использоваться для выделения наиболее важных частей или деталей рисунка.
Занятие 1. С чего начать?
Цветовое оформление фигуры можно разделить на две части: цвет заполнения, или так называемый цвет заливки, и цвет линии границы. Это основные элементы цветового оформления фигуры или группы фигур. Цвет всего документа определяется его цветовой схемой (color scheme). Цветовая схема включает в себя установленные цвета линий, заливки, фона, текста и т. д., то есть при ее использовании любая вновь созданная фигура, независимо от способа ее создания, будет иметь предопределенный цвет. По умолчанию в Visio используется цветовая схема Black & White (черно-белая), а при ее изме
нении автоматически изменяются все соответствующие цвета рисунка (подробнее о цветовых схемах рассказывается в упражнении «Цветовая схема документа» занятия 10 «Автоматическое форматирование фигуры»).
Чаще всего при работе над рисунком вам придется изменять цвет отдельно взятой фигуры или составляющих ее элементов. В Visio имеется богатый набор инструментов, позволяющих управлять цветом, поэтому их выбор зависит от сложности поставленной задачи. Рассмотрим подробнее эти инструменты. Наиболее простым способом изменения цвета является использование инструментов Text Color, Line Color и Fill Color, расположенных на панели инструментов Formatting.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите фигуру или текстовый блок, заливку или цвет линии которой нужно изменить.
2. Чтобы изменить цвет линии или контурной линии, на панели инструментов Formatting нажмите кнопку Line Color. Выбранная линия окрасится в текущий для данного инструмента цвет. Чтобы изменить текущий цвет инструмента, нажмите кнопку со стрелкой, находящуюся правее кнопки Line Color, и в открывшейся палитре выберите нужный цвет. Выбранный цвет станет текущим цветом для линий.
3. Чтобы изменить цвет заливки, на панели инструментов Formatting нажмите кнопку Fill Color. Выбранная фигура окрасится в текущий для данного инструмента цвет. Чтобы изменить текущий цвет инструмента, нажмите кнопку со стрелкой, находящуюся правее кнопки Line Color, и в открывшейся палитре выберите нужный цвет. Выбранный цвет станет текущим цветом заливки.
Для использования более широкого цветового спектра нужно нажать кнопки More … Colors, находящиеся в цветовых палитрах кнопок Line Color и Fill Color. Кроме этих кнопок в каждой палитре инструментов Line Color и Fill Color имеется еще по одной кнопке — No Line и, соответственно, No Fill. Эти кнопки назначают выделенному элементу фигуры (линии или заливке) цвет текущего фона, и данный элемент становится невидимым.
В качестве цветового оформления фигуры можно использовать градиентную заливку и узоры. Для этого в Visio можно использовать инструмент Fill Pattern, кнопка активации которого находится на панели инструментов Format Shape.
1. С помощью инструмента Pointer Tool, размещенного на панели инструментов Standard, выделите фигуру или текстовый блок, заливка которого должна быть градиентной или с узором.
2. На панели инструментов Format Shape нажмите кнопку со стрелкой, находящую ся справа от кнопки Fill Pattern.
Глава 1. Рисование — это просто
3. В верхней части открывшейся палитры выберите нужный вид градиентной заливки или узора.
4. Чтобы изменить текущий цвет заливки, в нижней палитре раскрывающейся кнопки Fill Pattern выберите необходимый цвет.
5. Выбранные значения будут установлены как значения по умолчанию для инструмента Fill Pattern.
Пример применения узора и градиентной заливки квадрата Square показан на рис. 1.8: в левой части узор, а в правой — градиентная заливка.
Для придания трехмерного вида любой фигуре, в том числе и обычной линии, можно добавить тень (shadow). По умолчанию цвет тени всегда черный, однако, как и другие цвета описанных выше элементов фигуры, его можно изменить. Для этого используется инструмент Shadow Color, находящийся на панели инструмен тов Format Shape.
Упражнение 5. Получение справочной информации
Приложение Visio имеет мощную службу справочной поддержки, содержащую полную информацию обо всех его возможностях.
ПРимечание
Если приложение Visio установлено в русифицированной версии Windows, то окно справочной службы будет содержать русские интерфейсные элементы. Поэтому в этом разделе все интерфейсные элементы приводятся в двух вариантах — русском и английском.
Справочная служба Visio разделена на три части: Microsoft Visio Help, Microsoft Visio Reference и Visio on Internet. Первая часть — это собственно справочная информация обо всех элементах приложения, вторая — информация об использовании при работе с изображениями возможностей встроенного языка программирования VBA, а третья — справочная Интернет-служба Visio.
Все команды, позволяющие получить доступ к справочным разделам Visio, сгруппированы в меню Help.
1. Выберите команду Help>Microsoft Visio Help или нажмите клавишу F1.
2. В окне диалога Справка Microsoft Visio (Microsoft Visio Help) имеется три вкладки: Содержание (Contents), Мастер ответов (Answers Wizard) и Указатель (Index). На первой
Занятие 1. С чего начать?
вкладке информация отображается в виде структурированного списка всех разделов справки, на второй — поиск производится по определенным ключевым словам, а на третьей — ведется широкий поиск ответа на интересующий вас вопрос, если неизвестен раздел или ключевые слова.
3. Для поиска информации на вкладке Содержание (Contents) в списке доступных разделов выберите нужный, щелкните левой кнопкой мыши по значку со знаком «плюс» (+) и в открывшемся списке разделов выберите нужную тему, которая отобразится в правом окне.
4. Для поиска информации на вкладках Мастер ответов (Answers Wizard) и Указатель (Index) в поле Выберите действие (What would you like to do) введите слово или словосочетание, которое является ключевым, нажмите кнопку Найти (Search).
5. В списке Выберите раздел (Select topic to display) выберите интересующую вас статью, содержание которой отобразится в правом окне.
Часть справочной информации предоставляется пользователю в виде всплывающих подсказок. Такие подсказки имеются у всех элементов интерфейса и мастеров из стандартных трафаретов. Всплывающая подсказка появляется на экране рядом с элементом, если задержать на нем указатель мыши, и имеет вид небольшого окошка. Для получения более подробной информации о назначении элементов интерфейса, представленных в окне редактора, на панелях или в окнах диалогов, можно использовать расширенные всплывающие подсказки.
1. Чтобы получить информацию о кнопке или другом элементе окна диалога, нажмите кнопку со знаком вопроса в его правом верхнем углу — указатель мыши примет вид знака вопроса.
2. Переместите указатель мыши на элемент, информацию о котором необходимо получить, и нажмите левую кнопку мыши. На экране появится контекстная подсказка.
3. Чтобы убрать подсказку, нажмите клавишу Esc.
Также можно поместить указатель мыши на интересующий вас элемент интерфейса, щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Что это такое? (What's this?) или нажать комбинацию клавиш Shift+F1.
Кроме локальной справочной службы, которая по умолчанию устанавливается вместе с приложением на жесткий диск, в Visio, так же как и в остальных приложениях Office, имеются ссылки на веб-узлы компании Microsoft, где можно найти дополнительную информацию, советы специалистов, обзоры прессы и другие материалы, посвященные этому продукту. Чтобы перейти к справочным разделам, находящимся в сети, выберите команду Help>Visio on the Web. Для использования возможности получения информации таким способом ваш компьютер должен иметь выход в сеть Интернет.
Упражнение 6. Печать рисунка
Печать документа является одним из наиболее популярных способов представле ния готовых рисунков Visio. Операция печати выполняется аналогично подобной операции в других Windows-приложениях. Отличительной чертой является только подготовка к печати. Поскольку размеры листа рисунка могут быть отличны
Глава 1. Рисование — это просто
от стандартного печатного размера (например А4: 210ґ297 мм), то во многих случаях перед печатью требуется выполнить предварительную подготовку печатаемого документа. Для этого в Visio имеется специальное окно настройки параметров Page Setup (см. также упражнение «Параметры листа» в занятии 25 «Лист рисунка»). Это окно содержит ряд вкладок, позволяющих настроить параметры рабочего листа. В этом упражнении мы обсудим настройку параметров, представленных на вкладке Print Setup, которую можно открыть, выбрав команду File>Page Setup.
Самоучитель Visio 2002. / Б. Карпов - СПб: Питер, 2003. - 352 с.
|