Книги в продаже (аннотация + содержание + отрывок)

Т. Панкратова
FREEHAND 9: УЧЕБНЫЙ КУРС.
Цена: 28 р.

Источник: Издательский дом 'ПИТЕР'
Разделы: Разное (общие вопросы использования ПК, компьютерная архитектура, пользовательский интерфейс, компьютерные системы и информационные ситемы)
Подробнее: Информация от издателя (открывается в новом окне)
Заказ: Оформление покупки (открывается в новом окне)
      Книга посвящена новой версии популярной программы векторной графики FreeHand 9. Она представляет собой учебное пособие со множеством упражнений, иллюстрирующих основные приемы работы с программой. Помимо чисто практических сведений о программе, приводится необходимый минимум теоретических сведений о компьютерной графике. Ориентирована на пользователей, имеющих представление о работе в среде Windows, и будет полезна как новичкам, желающим освоить работу с векторной графикой, так и пользователям, уже знакомым с предыдущими версиями FreeHand.
     
      Введение
      О программе
      Об этой книге
      Немного теории
      Векторная и растровая графика
      Объекты и контуры
      Новые свойства FreeHand 9
      Интерфейс
      Рисование и редактирование
      Экспорт и импорт
      Что нового мы узнали
      Урок 1. Оглядимся по сторонам
      Мастеры
      Окно редактора FreeHand
      Заголовок окна редактора
      Строка меню
      Контекстные меню
      Окно документа
      Панели инструментов
      Размещение панелей инструментов на экране
      Палитра инструментов
      Статус-строка и панель информации
      Основная панель
      Панель дополнительных инструментов
      Панель дополнительных операций
      Панели и инспекторы
      Компоновка панелей и инспекторов
      Ввод численных значений
      Что нового мы узнали
      Урок 2. Первые шаги
      Простейшие линии и фигуры
      Прямые линии
      Прямоугольники и квадраты
      Эллипсы и окружности
      Габаритная рамка
      Многоугольники и звезды
      Спирали
      Основные приемы работы
      Выделение объектов
      Упражнение 2.1. Выделение с помощью рамки
      Перемещение объектов
      Удаление, копирование и вставка объектов
      Блокировка объектов
      Скрытие объектов
      Очистка страницы и монтажного стола
      Отмена и возврат действий
      Работа со страницами
      Инспектор Документ
      Размер и ориентация страницы
      Допуск и разрешение принтера
      Создание новых страниц
      Копирование страниц
      Удаление страницы
      Упражнение 2.2. Создание нового документа
      Инструмент Страница
      Просмотр документа
      Прокрутка монтажного стола
      Листание страниц
      Масштаб просмотра
      Использование лупы
      Режимы просмотра графики и текста
      Пользовательские режимы просмотра
      Упражнение 2.3. Создание пользовательских режимов просмотра
      Работа с файлами
      Сохранение документа
      Создание нового документа
      Открытие существующего документа
      Сохранение документа под другим именем
      Создание электронного письма
      Закрытие документа
      Работа в разных окнах
      Что нового мы узнали
      Урок 3. Начинаем рисовать
      Кривые и точки Безье
      Рисование инструментом Перо
      Прямые и ломаные линии
      Рисование гладких кривых
      Упражнение 3.1. Рисование гладкой кривой
      Типы точек Безье
      Редактирование по ходу рисования
      Упражнение 3.2. Втягивание и вытягивание манипуляторов
      Упражнение 3.3. Кривая с угловой точкой
      Упражнение 3.4. Кривая с соединительной точкой
      Инструмент Безигон
      Упражнение 3.5. Рисование инструментом Безигон
      Рисование "от руки"
      Карандаш
      Упражнение 3.6. Рисунок Карандашом
      Кисть и Каллиграфическое перо
      Что нового мы узнали
      Урок 4. Редактирование контуров
      Запасная копия контура
      Работа с опорными точками
      Выделение опорных точек и сегментов
      Перемещение опорных точек и сегментов
      Упражнение 4.1. Перемещение одной опорной точки
      Упражнение 4.2. Перемещение сегмента
      Изменение кривизны линий
      Упражнение 4.3. Управление кривизной линии
      Упражнение 4.4. Вытягивание ручек манипулятора
      Упражнение 4.5. Изменение типа точек
      Создание и удаление опорных точек
      Упражнение 4.6. Добавление новых точек
      Упражнение 4.7. Удаление опорных точек
      Выравнивание опорных точек
      Упражнение 4.8. Выравнивание и распределение опорных точек
      Копирование опорных точек
      Добавление опорных точек и удаление лишних точек
      Упражнение 4.9. Добавление точек и удаление лишних точек
      Продолжение старых линий
      Упражнение 4.10. Продолжение линий
      Работа с сегментами
      Упражнение 4.11. Перемещение сегмента
      Упражнение 4.12. Автоматический изгиб сегмента
      Работа с контурами
      Открытые и замкнутые контуры
      Замыкание открытого контура
      Соединение нескольких контуров
      Упражнение 4.13. Рисование симметричного контура
      Разрыв и разрезание контуров
      Упражнение 4.14. Разрыв контура в опорной точке
      Упражнение 4.15. Разрезание эллипса на дуги
      Упражнение 4.16. Разрезание контура на части
      Инструмент Форма
      Упражнение 4.17. Работа с инструментом Форма
      Группирование контура
      Упражнение 4.18. Группирование контура и его редактирование
      Что нового мы узнали
      Урок 5. Работа с цветом
      Проблемы воспроизведения цвета
      Экран и бумага
      Плашечные и составные цвета
      Цветовые модели, или палитры
      Какие цвета выбрать
      Инструменты для работы с цветом
      Список цветов
      Цветовой миксер
      Панель оттенков
      Как быстро окрасить объект
      Создание цветов и оттенков
      Создание нового цвета
      Упражнение 5.1. Создание нового цвета в CMYK или RGB-палитре
      Упражнение 5.2. Создание нового цвета в HLS-палитре
      Упражнение 5.3. Перенос плашечного цвета из библиотеки стандартизованных цветов
      Создание оттенков
      Упражнение 5.4. Создание оттенка для цвета из списка
      Упражнение 5.5. Подбор оттенка нового цвета
      Копирование цветов из другого документа
      Экспорт и импорт библиотеки цветов
      Упражнение 5.6. Создание библиотеки цветов
      Редактирование и удаление цветов
      Редактирование цвета
      Упражнение 5.7. Изменение составного цвета
      Переименование цвета
      Упражнение 5.8. Присвоение имени безымянному цвету
      Удаление и замена цветов
      Система управления цветом
      Что делает система управления цветом
      Как ею пользоваться
      Возможности CMS
      Настройка CMS
      Использование цветовых таблиц
      Упражнение 5.9. Перестройка цветовых таблиц
      Использование системы KDS
      Индивидуальное задание профиля
      Смена профиля при печати
      Калибровка монитора
      Что нового мы узнали
      Урок 6. Обводка и заливка
      Установка текущих атрибутов
      Атрибуты обводки
      Инспектор Обводка
      Сплошные линии, пунктиры, стрелки
      Упражнение 6.1. Задание атрибутов обводки
      Редактор стрелок
      Растровые узоры
      Упражнение 6.2. Окраска обводки растровым узором
      Векторные узоры
      Упражнение 6.3. Окраска векторным узором
      Атрибуты заливки
      Инспектор Заливка
      Сплошная заливка
      Упражнение 6.4. Окраска контура
      Градиентная заливка
      Упражнение 6.5. Градиентная заливка
      Упражнение 6.6. Создание многоцветного перехода
      Упражнение 6.7. Изменение цвета в переходе
      Растровые узоры
      Линзы
      Упражнение 6.8. Увеличительная линза
      Плитка
      Упражнение 6.9. Создание цветного плиточного узора
      Векторные узоры
      Заливка текстурой
      Что нового мы узнали
      Урок 7. Работа с текстом
      Работа с текстовыми блоками
      Создание текстовых блоков
      Упражнение 7.1. "Резиновый" блок
      Упражнение 7.2. Стандартный текстовый блок
      Изменение размеров блока
      Инспектор Объект
      Сцепление текстовых блоков
      Упражнение 7.3. Сцепление текстовых блоков
      Удаление текстовых блоков
      Редактирование текста
      Выделение текстовых фрагментов
      Вставка символов
      Удаление символов
      Копирование и вставка фрагментов текста
      Вставка спецсимволов
      Окно редактора
      Поиск и замена
      Проверка орфографии
      Форматирование символов
      Способы задания атрибутов текста
      Инспектор Текст в символьном режиме
      Гарнитура и кегль
      Начертание шрифта
      Изменение регистра
      Интерлиньяж
      Трекинг и кернинг
      Сдвиг базовой линии
      Ширина символов
      Разбиение группы слов в конце строки
      Шрифтовые эффекты
      Подсветка
      Обводка контуром
      Перечеркивание и подчеркивание
      Эффект трехмерности
      Форматирование абзацев
      Что такое абзац
      Выключка
      Интервалы и выключка по ширине
      Инспектор Текст в абзацном режиме
      Отступы
      Линейка табуляции
      Отбивки до и после абзаца
      Оформление абзаца линейками
      Упражнение 7.4. Создание абзацных линеек
      Перенос слов
      Висячая пунктуация
      Колонки и ряды
      Настройка колонок
      Таблицы
      Упражнение 7.5. Создание таблицы
      Текст внутри контура
      Упражнение 7.6. Размещение текста внутри контура
      Текст на контуре
      Размещение текста вдоль контура
      Упражнение 7.7. Ввод текста на контуре
      Упражнение 7.8. Перенос текста из блока
      Ориентация символов
      Упражнение 7.9. Вертикальный текст
      Выравнивание текста
      Перемещение текста вдоль контура
      Упражнение 7.10. Перемещение левого края текста
      Обтекание текстом контура
      Упражнение 7.11. Обтекание текстом графических объектов
      Преобразование текста в контуры
      Упражнение 7.12. Создание градиентной надписи
      Цветной текст
      Отмена трансформаций
      Что нового мы узнали
      Урок 8. Как сделать работу эффективней
      Текстовые и графические стили
      Что такое стиль
      Панель стилей
      Создание нового стиля
      Упражнение 8.1. Создание абзацных стилей по шаблону
      Применение стиля
      Редактирование стиля
      Копирование стилей
      Удаление стилей
      Готовые графические стили
      Упражнение 8.2. Использование готовых стилей
      Импорт и экспорт стилей
      Библиотеки символов
      Символы и примеры
      Панель символов
      Создание символа и примера
      Упражнение 8.3. Создание и применение символа
      Удаление символов и примеров, разрыв связи
      Редактирование символа
      Упражнение 8.4. Редактирование символа
      Объединение символов в группы
      Экспорт и импорт символов
      Шаблоны документов
      Что нового мы узнали
      Урок 9. Импорт графики и текста
      Форматы графических изображений
      Формат EPS
      Формат TIFF
      Форматы GIF и JPEG
      Прочие растровые форматы
      Независимые импортированные изображения
      Импортирование изображений
      Связь с файлами-оригиналами
      Инспектор Объект
      Кадрирование
      Упражнение 9.1. Кадрирование и масштабирование растрового изображения
      Обработка черно-белых и полутоновых изображений
      Корректировка растровых изображений
      Вставка графики через буфер обмена
      Вызов внешнего графического редактора
      Вложенная графика
      Вставка рисунка в текст
      Упражнение 9.2. Вставка вложенного изображения
      Размещение вложенного рисунка в тексте
      Редактирование вложенной графики
      Упражнение 9.3. Редактирование вложенной графики
      Буквицы
      Упражнение 9.4. Создание висячей буквицы
      Импорт текста
      Импорт документов в формате PDF
      Трассировка растрового изображения
      Настройка инструмента Трассировка
      Трассировка отдельных областей
      Растеризация векторных рисунков
      Упражнение 9.5. Растеризация объектов
      Фильтры и эффекты Photoshop
      Применение фильтров Photoshop к импортированным изображениям
      Упражнение 9.6. Применение фильтров Photoshop к импортированному изображению
      Применение фильтров Photoshop к векторным рисункам
      Упражнение 9.7. Стилизация векторного рисунка
      Что нового мы узнали
      Урок 10. Работа с объектами
      Перемещение и трансформация объектов
      Панель трансформации
      Настройка перемещения и трансформаций
      Перемещение объектов
      Изменение размеров
      Упражнение 10.1. Масштабирование объекта вручную
      Упражнение 10.2. Точное масштабирование объекта
      Вращение
      Упражнение 10.3. Вращение текстового блока
      Упражнение 10.4. Точный поворот контура
      Перекос
      Упражнение 10.5. Перекос объекта вручную
      Упражнение 10.6. Перекос на заданный угол
      Зеркальное отражение
      Упражнение 10.7. Отражение объекта вручную
      Трансформация точек и сегментов
      Упражнение 10.8. Трансформация с помощью инструментов
      Упражнение 10.9. Вращение с помощью ручек трансформации
      Группы объектов
      Упражнение 10.10. Группирование контуров
      Наложение объектов
      Использование наложения в рисунках
      Упражнение 10.11. Лента
      Упражнение 10.12. Снеговик
      Упражнение 10.13. Слон
      Использование оболочек
      Упражнение 10.14. Превращение контура в оболочку
      Упражнение 10.15. Редактирование оболочки
      Комбинирование контуров
      Составные контуры
      Упражнение 10.16. Контур с отверстием
      Логические операции над контурами
      Упражнение 10.17. Логические операции
      Обрезка краев, или кадрирование
      Упражнение 10.18. Обрезка краев
      Эффект прозрачности
      Операции над контурами
      Режим четной/нечетной заливки
      Изменение направления контуров
      Удаление перекрытий
      Упрощение контура
      Расширение обводки
      Упражнение 10. 19. Расширение обводки
      Создание подобных контуров
      Упражнение 10.20. Создание подобных контуров
      Что нового мы узнали
      Урок 11. Специальные объекты
      Перетекание
      Перетекание между контурами
      Упражнение 11.1. Перетекание между контурами
      Упражнение 11.2. Перетекание между точками
      Перетекание между группами и составными контурами
      Упражнение 11.3. Перетекание между составными контурами и группами
      Перетекание вдоль контура
      Упражнение 11.4. Перетекание вдоль контура
      Работа с масками
      Создание маски
      Упражнение 11.5. Создание маски вручную
      Упражнение 11.6. Создание маски трассировкой
      Редактирование маски и ее содержимого
      Упражнение 11.7. Редактирование маски и ее содержимого
      Создание и редактирование диаграмм
      Создание диаграммы
      Упражнение 11.8. Создание гистограммы с одним показателем
      Раскраска диаграммы и смена шрифта
      Редактирование диаграммы
      Диаграмма с двумя показателями
      Упражнение 11.9. Гистограмма с двумя показателями
      Транспозиция рядов и колонок таблицы
      Импорт данных
      Настройка диаграммы
      Режим настройки
      Общие параметры настройки
      Гистограмма
      Этажерочная гистограмма
      График
      Интегральная диаграмма
      Круговая диаграмма
      Упражнение 11.10. Преобразование диаграммы
      Точечная диаграмма
      Декоративное оформление гистограммы
      Вертикальное масштабирование
      Упражнение 11.11. Вертикальное масштабирование
      Повторение элемента
      Упражнение 11.12. Повторение элемента в оформлении гистограммы
      Что нового мы узнали
      Урок 12. Объекты на странице
      Выравнивание объектов
      Упражнение 12.1. Выравнивание и распределение объектов
      Разметка страницы и измерение размеров
      Координатные линейки
      Начало координат
      Упражнение 12.2. Перенос начала координат
      Единицы измерения
      Сетка
      Привязка к сетке
      Упражнение 12.3. Привязка к сетке
      Направляющие
      Упражнение 12.4. Автоматическое создание направляющих
      Привязка к направляющим
      Упражнение 12.5. Привязка к направляющим
      Направляющие контуры
      Упражнение 12.6. Превращение контура в направляющую
      Сетка перспективы
      Упражнение 12.7. Создание новой сетки
      Прикрепление объектов к сетке перспективы
      Упражнение 12.8. Прикрепление объектов к вертикальной сетке
      Упражнение 12.9. Рисование трехмерного объекта
      Привязка к объектам
      Упражнение 12.10. Использование привязки для рисования
      Работа со слоями
      Панель слоев
      Создание нового слоя
      Упражнение 12.11. Создание трехслойного рисунка
      Перенос объектов между слоями
      Удаление и слияние слоев
      Изменение порядка слоев
      Угол ограничения
      Поиск и замена векторных объектов
      Выделение объектов
      Поиск и замена атрибутов
      Упражнение 12.12. Замена одного цвета другим
      Упражнение 12.13. Замена начертания
      Что нового мы узнали
      Урок 13. Дополнительные приложения
      Управление дополнительными приложениями
      Дополнительные инструменты
      Рисование дуги и сектора
      Деформация контура
      Упражнение 13.1. Деформация контура
      Перенос цвета инструментом Пипетка
      Упражнение 13.2. Перенос цвета инструментом Пипетка
      Огрубление контура
      Упражнение 13.3. Огрубление контура
      Создание тени
      Упражнение 13.4. Создание тени
      Трехмерный эффект и растушевка контура
      Упражнение 13.5. Трехмерный эффект и растушевка
      Множественное зеркальное отражение
      Упражнение 13.6. Множественное отражение
      Трехмерное вращение
      Упражнение 13.7. Трехмерное вращение
      Линза "Рыбий глаз"
      Упражнение 13.8. Применение линзы "Рыбий глаз"
      Разбрасывание набора объектов
      Упражнение 13.9. Разбрасывание контуров
      Упражнение 13.10. Создание нового набора
      Дополнительные операции
      Имена объектов и комментарии
      URL-указатели
      Добавление точек
      Фрактализация
      Рельефные контуры
      Упражнение 13.11. Создание рельефа
      Дополнительные операции с цветом
      Управление цветом
      Упражнение 13.12. Управление цветом
      Затемнение и осветление цветов
      Ослабление и усиление цветов
      Преобразование в серую шкалу
      Импорт таблицы RGB-цветов
      Замена случайными цветами
      Присвоение имен всем цветам
      Сортировка цветов в списке
      Удаление лишних цветов
      Что нового мы узнали
      Урок 14. Экспорт графики и текста
      Окно экспорта
      Экспорт растровых изображений
      Разрешение
      Глубина цвета
      Палитры
      Смешивание цветов
      Сглаживание контуров
      Общая настройка экспорта для растровых форматов
      Формат BMP
      Формат TIFF
      Формат GIF
      Формат JPEG
      Формат PNG
      Формат Targa
      Формат PSD
      Задание прозрачных областей для растровых изображений
      Упражнение 14.1. Создание маски для растрового изображения
      Экспорт в формате EPS
      Экспорт в формате PDF
      Экспорт через буфер обмена
      Экспорт текста
      Экспорт анимации
      Экспорт в формате SWF
      Что можно использовать для анимации
      Автоматическое размещение объектов на слоях
      Создание анимации
      Упражнение 14.2. Анимация рисунка
      Упражнение 14.3. Анимация текста
      Создание HTML-страницы
      Настройки экспорта в формат HTML
      Упражнение 14.4. Создание HTML-страницы
      Что нового мы узнали
      Урок 15. Печать
      Подготовка документа к печати
      Выбор принтера
      Диалоговое окно печати
      Размещение на листе бумаги
      Масштабирование документа
      Разбиение на фрагменты
      Допуск
      Параметры листа бумаги
      Окно предварительного просмотра
      Управление печатью на PostScript-принтерах
      Принтерные метки и служебная информация
      Способы печати
      Режимы печати и экспорта графических изображений
      Управление цветом при печати
      Замена плашечных цветов составными при печати
      Файлы UserPrep
      Цветовые ловушки, или треппинг
      Наложение и вычитание цветов
      Что такое треппинг
      Автоматический треппинг
      Упражнение 15.1. Автоматическое создание треппинга
      Создание треппинга вручную
      Пробная печать
      Упражнение 15.2. Композитная печать на не-PostScript-принтере
      Упражнение 15.3. Вывод на принтер цветоделенных полос
      Вывод на фотонаборный аппарат
      Упражнение 15.4. Цветоделение на фотонаборном аппарате
      Печать в файл
      Упражнение 15.5. Печать в PostScript-файл
      Стили печати
      Сборка файлов для печати
      Отчет о документе
      Документ
      Страницы
      Объекты
      Шрифты
      Текстовые блоки
      Слои
      Цвета
      Режимы печати и экспорта
      Что нового мы узнали
      Урок 16. Настройка редактора
      Настройка панелей инструментов
      Упражнение 16.1. Добавление кнопок
      Настройка "горячих клавиш"
      Назначение новых клавиш
      Готовые наборы клавиш
      Просмотр и печать набора клавиш
      Настройка режимов работы
      Общие параметры
      Работа с объектами
      Работа с текстом
      Работа с документом
      Импорт
      Экспорт
      Работа с цветом
      Проверка орфографии
      Работа с панелями
      Перерисовка экрана
      Восстановление исходных установок
      Что нового мы узнали
      Алфавитный указатель
     
     
     
      ОТРЫВОК
     
     
      Урок 3. Начинаем рисовать
     
      Кривые и точки Безье
      Рисование инструментом Перо
      Прямые и ломаные линии
      Рисование гладких кривых
      Упражнение 3.1. Рисование гладкой кривой
      Типы точек Безье
      Редактирование по ходу рисования
      Упражнение 3.2. Втягивание и вытягивание манипуляторов
      Упражнение 3.3. Кривая с угловой точкой
      Упражнение 3.4. Кривая с соединительной точкой
      Инструмент Безигон
      Упражнение 3.5. Рисование инструментом Безигон
      Рисование "от руки"
      Карандаш
      Упражнение 3.6. Рисунок Карандашом
      Кисть и Каллиграфическое перо
      Что нового мы узнали
      Кривые и точки Безье
      Рисование инструментом Перо
      Инструмент Безигон
      Рисование "от руки"
      В уроке 2 вы научились рисовать простые фигуры: прямые, прямоугольники, звезды и т. д. Но, в сущности, их рисовал FreeHand, вы же только задавали основные параметры и указывали нужные размеры. При этом он создавал точки Безье нужного типа и группировал их, чтобы вы не могли "сломать" прямоугольник или эллипс при его редактировании. Теперь мы научимся рисовать кривые и точки Безье сами, чтобы вы смогли рисовать более сложные контуры.
      Кривые и точки Безье
      При рисовании сложных линий используется техника кривых Безье. Если вы работали с такими векторными графическими редакторами, как Adobe Illustrator или CorelDraw, вы знаете, что это такое. Для тех, кто не знаком с подобной техникой рисования, следует дать некоторые пояснения.
      При рисовании прямого отрезка вы задаете конечную и начальную точку, а программа соединяет их прямой линией. При рисовании кривой Безье также задаются конечные точки, но кроме их местонахождения, вы можете задать направление касательной и радиус кривизны в них.
      В результате программа соединяет нарисованные точки (они называются точками Безье) не прямой, а кривой линией. Впрочем, она может быть и прямой, если вы просто щелкнете в этих точках, не задавая кривизны. Точки все равно будут точками Безье, и в любую минуту ваша прямая может быть преобразована в кривую.
      Для рисования кривых Безье, как правило, используется инструмент Pen (Перо), с помощью которого вы сами расставляете точки Безье и регулируете в них кривизну линии с помощью манипулятора кривизны (см. ниже). Для создания контуров очень сложной формы можно воспользоваться инструментом Freehand (От руки), позволяющим рисовать "от руки". Затем программа сама преобразует нарисованную линию в кривые Безье. Этот инструмент имеет три модификации: Карандаш, Кисть и Каллиграфическое перо.
      Рисование инструментом Перо
      Прямые и ломаные линии
      Выберите инструмент Перо. Щелкните в одной точке, затем в другой, в третьей и т. д. Тем самым, вы создали несколько опорных точек, а программа автоматически соединит их отрезками прямых.
      Обратите внимание, что перед созданием первой точки указатель мыши имел вид крестика со значком полого квадратика внизу, а после этого значок исчез. Полый квадратик напоминает, что вы начинаете рисовать новый контур. Его отсутствие означает, что продолжается начатый контур. Чтобы завершить контур, в последней точке щелкните дважды. При этом рядом снова появится квадратик - сигнал, что вы можете начать новый контур.
      Для рисования строго вертикальных, горизонтальных линий или линий, лежащих под углом 45°, создавайте новые опорные точки при нажатой клавише Shift. FreeHand пытается "угадать", какую именно из перечисленных линий вы хотели провести, и делает это за вас. Для того чтобы клавиша Shift ограничивала перемещение указателя другими углами, измените угол ограничения (см. урок 12).
      Для создания замкнутого контура надо последнюю точку поставить точно на месте первой точки контура. Вы узнаете, что попали на нее, по значку квадратика - он станет черным. Контур при этом автоматически заканчивается, и вы сразу же можете рисовать следующий.
      Рисуя Пером попеременно мелкие или крупные детали, вы можете временно переключать указатель мыши в режим работы с Лупой. Для этого надо держать нажатыми клавиши Ctrl+пробел (увеличение) или Ctrl+Alt+пробел (уменьшение).
      Рисование гладких кривых
      Кривые линии можно рисовать с помощью этого же инструмента Перо, но сделать это несколько сложнее, поэтому подробно опишем эту операцию на примере. Пока не будем давать точного определения, что такое гладкая кривая, думаю, интуитивно это и так ясно. К концу этого параграфа мы подойдем к определению кривых и точек Безье.
      Упражнение 3.1. Рисование гладкой кривой
      1. Установите указатель на пустом месте страницы или монтажного стола, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, ведите указатель строго вверх (рис. 3.2, а). Чтобы сделать это было проще, нажмите и подержите нажатой клавишу Shift. Отпустите кнопку, а затем клавишу Shift.
      Вы видите, что из опорной точки, которую вы таким образом создали, выходят направляющие прямые - касательные к кривой в данной точке. На их концах находятся направляющие точки.
      Направляющие прямые и направляющие точки - это вспомогательные средства для рисования кривых, их часто называют манипулятором кривизны. На печать они не выводятся. Направление манипулятора кривизны определяет касательную к кривой, а длина его ручки (расстояние от опорной точки до направляющей) определяет радиус кривизны в этой точке - чем меньше расстояние, тем круче кривая.
      2. Теперь установите указатель в другое место, снова нажмите кнопку и тащите направляющую прямую вниз. Когда длина манипулятора второй точки сравняется с длиной манипулятора первой точки, у вас получится полуокружность (рис. 3.2, б). Отпустите кнопку.
      3. Продолжите ту же кривую, нарисовав еще одну опорную точку. На этот раз не отпускайте сразу кнопку мыши, подвигайте указатель в разные стороны и последите за тем, как в зависимости от направления манипулятора и его длины будет меняться форма линии. Получив желаемую форму кривой, отпустите кнопку мыши. Чтобы закончить контур, щелкните в любом месте страницы, держа нажатой клавишу Ctrl.
      В рисовании гладких кривых вам помогут следующие правила:
      чтобы нарисовать гладкую кривую без перегиба, всегда тяните манипулятор первой точки в ту сторону, куда смотрит горб кривой, а второй точки - в противоположную сторону (сравните рисунки 3.3, а и 3.3, б);
      длина ручки манипулятора должна быть равной примерно одной трети длины нужной вам дуги;
      чтобы точно вести направляющие прямые вертикально, горизонтально или под углом 45°, проводите их при нажатой клавише Shift. Программа "угадает", куда вы хотели направить прямую, если вы не слишком отклонитесь от нужного направления.
      Для создания замкнутого контура надо последнюю точку поставить точно в первой точке контура. Вы узнаете, что попали в нее, по значку квадратика - он станет черным. Контур при этом автоматически заканчивается, и вы сразу же можете рисовать следующий.
      Типы точек Безье
      У манипулятора две ручки: входящая и исходящая. Первая определяет кривизну входящей линии (той, что ближе к началу кривой), вторая - выходящей (ближе к концу). У точек, которые мы до сих пор рисовали, обе ручки лежат на одной прямой и направлены в разные стороны. Такая точка называется гладкой, и проходящая через нее кривая тоже гладкая. Как вы поняли из предыдущего упражнения, чтобы нарисовать гладкую точку, надо щелкнуть и сразу же тащить указатель в любую сторону.
      Кроме гладких, во FreeHand имеются угловые точки и соединительные. Манипуляторы в угловой точке могут находиться под углом друг к другу, и вы можете поворачивать обе ручки независимо друг от друга. Кроме того, угловая точка может иметь только одну ручку манипулятора или не иметь их вовсе. Точка соединения двух прямых также является угловой. Чтобы нарисовать такую точку, надо просто щелкнуть. Для создания угловой точки с одной ручкой манипулятора (исходящей) надо щелкнуть и тащить манипулятор, держа нажатой клавишу Alt.
      Соединительные точки обеспечивают плавный переход прямой в кривую. Манипулятор кривизны в этой точке имеет только одну ручку, и она является продолжением этой прямой. Отсюда вывод: при рисовании этой точки прямая уже должна быть. Если вы не можете обеспечить такой порядок рисования, сделайте эту точку угловой, а потом в готовой кривой смените ее тип в инспекторе Объект (см. ниже).
      Чтобы нарисовать соединительную точку, щелкните правой кнопкой мыши, держа нажатой клавишу Alt, и тащите ее вдоль прямой. Направление манипулятора вы изменить не можете, но зато, меняя его длину, можете регулировать радиус кривизны в точке соединения.
      Редактирование по ходу рисования
      Не прекращая рисования, можно перемещать последнюю нарисованную точку и управлять ручками ее манипуляторов. Кроме того, можно управлять исходящей ручкой манипулятора предпоследней точки. Короче говоря, вы можете редактировать только последний сегмент кривой.
      Для временного перехода инструмента Перо в режим редактирования держите нажатой клавишу Ctrl. Так, чтобы переместить точку, щелкните на ней при нажатой клавише Ctrl и перетащите на новое место. Там отпустите кнопку мыши и клавишу Ctrl. Для поворота или изменения длины ручки манипулятора щелкните на ее конце, то есть на направляющей точке, и тащите ее, соответственно, в сторону или вдоль манипулятора. Это, опять-таки, надо делать при нажатой клавише Ctrl.
     

FreeHand 9: учебный курс. / Т. Панкратова - СПб: Питер, 2000. - 448 с.

Экономика и управление | Право/a> | Бухгалтерский учет и налоги |