Перед вами — пособие для начинающих работать с пакетом CorelDRAW 11. В нем рассмотрены основные концепции работы с векторной графикой и приведены приемы практической работы с изображениями — как векторными, так и смешанными, включающими в себя растровую графику. Упражнения, включенные в книгу, позволяют закрепить изученный материал, и дополняют его полезными практическими приемами. Пользователи, уже знакомые с предыдущими версиями пакета, смогут по достоинству оценить его новые возможности, а тем, кто только начинает осваивать азы компьютерного дизайна кн
ига поможет сделать первые шаги к открытию целого мира векторной графики. Книга может использоваться как для самостоятельной подготовки, так и в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов повышения квалификации.
Содержание
Благодарности
Вместо введения, или О чем и для кого эта книга
От издательства
Урок 1. Основы
Точечные и векторные изображения
Объектно-ориентированный подход
Рабочая среда и интерфейс пользователя
Создание нового документа
Открытие и закрытие документа
Сохранение документа
Изменение параметров страницы и единиц измерения
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 2. Состав изображений
Прямоугольники
Эллипсы
Многоугольники и звезды
Спирали
Сетки
Стандартные фигуры
Что нового мы узнали
Урок 3. Линии
Модель кривой
Точки излома
Сглаженные узлы
Симметричные узлы
Линии замкнутые, разомкнутые и соединенные
Линии и инструмент Freehand
Линии и инструмент Bezier
Линии переменной ширины и инструмент Artistic Media
Режим каллиграфии
Режим заготовки
Режим кисти
Режим распылителя
Пристыковываемое окно Artistic Media
Режим рисования с нажимом
Элементы чертежей и схем
Размерные линии
Выносные линии
Соединительные линии
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 4. Текст
Фигурный текст
Атрибуты фигурного текста
Создание блока фигурного текста
Простой текст
Создание и редактирование простого текста
Создание цепочки связанных рамок
Обтекание текстом
Атрибуты простого текста
Табуляции
Колонки текста
Эффекты
Взаимные преобразования фигурного и простого текста
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 5. Объекты
Выделение объектов
Выделение объектов указателями инструментов
Вспомогательные приемы выделения объектов
Манипулирование объектами
Размещение
Копирование и дублирование
Растяжение и сжатие
Поворот объектов
Скос объектов
Блокировка объектов
О преобразовании блоков текста
Отмена преобразований объекта
Инструменты для редактирования формы объектов
Инструмент Shape и манипулирование узлами кривых
Выделение узлов
Перетаскивание направляющих точек узла
Перемещение узлов
Редактирование узлов
Инструмент Shape и текстовые объекты
Инструмент Knife и разбиение объекта на части
Инструмент Eraser
Инструмент Smudge
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 6. Заливки
Цветовые палитры и модели цвета
Монохромные изображения
Плашечная печать
Офсетная печать
Воспроизведение на экране
Однородные заливки
Заливка по умолчанию
Выбор цвета заливки с помощью экранной палитры
Выбор цвета заливки в диалоговом окне Uniform Fill
Выбор цвета заливки в пристыковываемом окне Color
Применение инструментов Eyedropper и Paintbucket
Применение панели атрибутов для назначения и изменения однородной заливки
Специальные заливки
Градиентные и сетчатые заливки
Заливки узором
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 7. Обводка контуров
Параметры контуров и управление ими
Толщина
Вид
Завершители
Углы
Наконечники
Цвет
Форма и разворот пера контурной линии
Взаимное расположение заливки и контура объекта
Изменение толщины контурной линии при изменении размеров объекта
Инструменты для задания параметров контуров
Процедура назначения параметров контура
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 8. Отображение рисунка на экране
Режимы отображения на экране
Масштабирование и прокрутка
Инструмент Zoom и его панель
Панель атрибутов инструмента Zoom и панель инструментов Zoom
Изменение масштаба отображения с помощью стандартной панели инструментов
Прокрутка
Диспетчер видов
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 9. Упорядочение объектов
Линейки
Координатные сетки
Направляющие
Выравнивание объектов
Распределение объектов
Стопка и слои объектов
Команды изменения положения объектов в стопке
Диспетчер объектов
Работа со слоями
Работа с объектами
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 10. Совокупности объектов
Группирование и разгруппирование
Соединение и разъединение
Маски и маскирование
Объединение
Пересечение
Исключение
Исключение как способ разрезания объектов
Упрощенное исключение для перекрывающихся объектов
Преобразование объекта в кривые
Отделение объектов
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 11. Огибающие и деформации
Огибающие
Добавление и удаление огибающей
Копирование огибающей
Редактирование огибающей
Простой текст и огибающие
Инструмент Interactive Distortion
Деформация Push and Pull
Деформация Zipper
Деформация Twister
Инструмент Roughen brush
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 12. Перспектива, тени и экструзия
Преобразование перспективы
Тени и инструмент Interactive Shadow
Экструзия объектов
Построение базового тела экструзии
Добавление фасок
Заливка тел экструзии
Эффекты освещения
Вращение тел экструзии
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 13. Клоны, символы, пошаговые переходы и ореолы
Клоны и клонирование эффектов
Особенности поведения клонов
Клонирование эффектов
Символы
Пошаговые переходы
Переходы вдоль заданной траектории
Составные и разделенные пошаговые переходы
Пошаговые переходы с незамкнутыми управляющими объектами
Отделение пошаговых переходов
Ореолы
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 14. Линзы
Преобразование линзы
Типы линз
Полупрозрачная линза
Увеличительная линза
Осветляющая линза
Линза негативного изображения
Линза цветовой отсечки
Линза сложения цветов
Линза полутонового монохромного изображения
Линза теплового портрета
Линза специальной палитры цветов
Каркасная линза
Линза «рыбий глаз»
Общие замечания по применению линз всех типов
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 15. Прозрачность и фигурная обрезка
Прозрачность
Инструмент Interactive Transparency
Фигурная обрезка
Построение фигурной обрезки
Редактирование и извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки
Применение фигурной обрезки
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 16. Размещение текста на траектории
Размещение текста вдоль разомкнутой кривой и его отделение от траектории
Настройка текста на незамкнутой траектории
Размещение нескольких текстов на одной траектории
Размещение текста вдоль замкнутой кривой
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 17. Точечные изображения и коллажи
Точечные изображения как объекты
Операции с точечными изображениями в CorelDRAW
Импортирование точечных изображений
Настройка цвета
Точечные эффекты
Преобразование векторных объектов в точечное изображение
Преобразование точечных изображений в векторные объекты
Автоматическая векторизация
Векторизация вручную
Основные приемы коллажа
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Урок 18. Вывод иллюстрации
Экспорт рисунка в файл
Экспорт в формат EPS
Экспорт в формат PDF
Экспорт в форматы точечной графики
Вывод изображения на печать
Выбор и настройка принтера
Выбор части документа для печати
Размещение на листе бумаги
Предварительный просмотр
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Вместо заключения
Алфавитный указатель
ОТРЫВОК
Вместо введения, или о чем и для кого эта книга
Эта книга — учебник, и создавалась как учебное пособие для изучающих иллюстративную графику в целом и пакет прикладных программ иллюстративной графики CorelDRAW 11 в частности.
Даже поверхностный анализ всего одной из областей человеческой деятельности (а именно — разработки средств и форм взаимодействия человека и компьютерных программ) позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Тот факт, что по-настоящему широкое внедрение компьютеров в профессиональную деятельность специалистов, не считающих себя «компьютерщиками», стало возможно только после фактической унификации графического интерфейса, о
спорить очень трудно. Причина проста, и она кроется в особенностях человеческой психики и физиологии. В силу этих особенностей рассматриваемые изображения очень быстро анализируются, моментально ассоциируются с накапливаемыми в течение всей жизни образами и распознаются. Скорость такого распознавания и ассоциирования намного выше, чем при анализе информации, поступающей, например, по слуховому информационному каналу. И количество ассоциаций, вызываемых изображениями, намного больше — достаточно вспомнить всем известную детскую игру, в которой уча
стники пытаются определить, на что похоже то или иное облако. Ни со звуками, ни с осязательными ощущениями так не играют. Из-за этого один рекламный плакат с изображением, легко вызывающим нужные ассоциации (иногда даже подсознательные!), воздействует на зрителя сильнее, чем многие строки объявления (которые зрителя еще надо как-то заставить прочитать или послушать!).
Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения — вспомните, ведь и вам в детстве больше нравились книжки с картинками. Большие объемы информации иногда просто невозможно воспринять в других формах — сравните таблицу, в которой указан курс акций некой компании по дням года, с построенным на ее основе графиком. По графику тенденции изменения курса видны моментально, а чтобы уловить их из таблицы, требуется время и навык.
Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются и средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. Спрос всегда порождает предложение, и сегодня рынок программных средств, предназначенных для автоматизации работы с графическими изображениями, очень широк и разнообразен. Но в нем есть свои лидеры. Линия программных продуктов канадской фирмы Corel, носящая название CorelDRAW, безусловно, является одним из таких лидеров.
Программа CorelDRAW 11, составляющая основу современного набора программных средств фирмы Corel, была выпущена в августе 2002 г. Она представляет собой результат двенадцатилетней эволюции, обладает удивительной универсальностью и мощностью, будучи в равной степени полезной и в промышленном дизайне, и в разработке рекламной продукции, и в подготовке публикаций, и в создании изображений для web-страниц. Несмотря на то, что мировым лидером программ для работы с векторной графикой сегодня является другая программа — Adobe Illustrator, CorelDRAW 11 ни в чем не уступает ей, а по мн
огим параметрам и превосходит, и у нее — огромная армия пользователей-профессионалов, считающих CorelDRAW своим основным рабочим инструментом.
Пользовательский интерфейс CorelDRAW 11 построен очень рационально, с высокой степенью унификации и последовательным проведением простой идеи: если пользователю не нужны те или иные средства и возможности программы, он может не затрачивать время и усилия на их изучение. Это делает программу весьма привлекательной в качестве первого программного средства для приступающих к изучению машинной графики в целом или векторной графики в частности.
Усилия, потраченные на изучение этого программного средства, окупятся многократно при практической работе. Однако изучать приемы работы с CorelDRAW 11 по официальному руководству достаточно сложно. Это обусловлено следующими причинами:
большим объемом руководства, который отражает широкие возможности программы, но одновременно затрудняет поиск существенной для начинающего пользователя информации;
ориентацией на описание всех возможностей программы, а не на решение практических задач, возникающих при работе над любым художественным проектом.
Настоящий учебник призван компенсировать эти неудобства. При достаточной компактности он, тем не менее, содержит в себе все необходимое не только для получения начального представления о программе и ее возможностях, но и для перехода к профессиональной работе.
Учебник состоит из 18 уроков, посвященных различным аспектам работы с CorelDRAW 11. В начале каждого из них приводятся необходимые теоретические сведения, затем описываются элементы управления и рабочие процедуры. В большинстве уроков имеются упражнения, практическое выполнение которых весьма желательно для более полного усвоения материала. Первые десять уроков посвящены базовым концепциям и приемам работы, и освоение изложенного в них материала — непременное условие для успешной практической работы. В остальных уроках описываются средства, позволяющи
е добиваться более сложных графических эффектов. Предполагается, что параллельно с освоением материала этих уроков выполняется работа над практическими проектами, поэтому упражнений в них меньше, а последовательности действий пользователя менее детализированы.
Учебником могут пользоваться как новички в области иллюстративной графики, так и читатели, уже работавшие в этой области (например, те, кто уже накопил некоторый опыт работы с одной из предыдущих версий CorelDRAW).
В любом случае к читателю предъявляются некоторые начальные требования. Предполагается, что он имеет практический опыт работы с персональным компьютером, на котором установлена операционная система не «младше» Windows 98. Если такие фразы, как «перетащите мышью диалоговое окно на свободное место экрана» или «разверните окно документа» вызывают у вас замешательство, рекомендуется перед знакомством с этим учебным курсом поработать с каким-либо учебным пособием по работе с системой Windows (список рекомендованной литературы приводится в конце книги).
Автор считает, что наибольшую пользу от работы с этой книгой могут получить студенты высших и средних специальных учебных заведений, изучающие компьютерную графику, промышленный и полиграфический дизайн, рекламу, медиадизайн. Профессионалы в области машинной графики могут ознакомиться с ее помощью с новыми средствами одиннадцатой версии программы CorelDRAW.
Автор надеется, что эта книга поможет читателям повысить их профессиональный уровень, даст им возможность более широко и свободно реализовать их творческий потенциал и общаться на равных с коллегами, входящими во «всемирное сообщество пользователей CorelDRAW». Если это действительно случится, автор будет считать свою задачу полностью выполненной.
От издательства
Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной почты comp@piter.com (издательство «Питер», компьютерная редакция).
Мы будем рады узнать ваше мнение!
Подробную информацию о наших книгах вы найдете на web-сайте издательства http://www.piter.com.
Урок 1
Основы
В этом уроке рассматриваются некоторые основные понятия компьютерной графики, без которых нам не удастся обойтись при освоении приемов работы с CorelDRAW. Во второй части урока мы познакомимся с организацией рабочего пространства и интерфейса пользователя CorelDRAW 11 и освоим некоторые стандартные приемы работы с графическими документами.
Точечные и векторные изображения
Все изображения, с которыми работают программы машинной графики, разделяются на два класса: точечные и векторные.
В терминологии машинной графики (отрасли практической информатики, занимающейся автоматизацией построения изображений и их обработки с помощью компьютеров) точечным изображением принято называть массив пикселов — одинаковых по размеру и форме плоских геометрических фигур (чаще всего — квадратов или кругов), расположенных в узлах регулярной (то есть состоящей из ячеек одинаковой формы и размера) сетки. Для каждого пиксела тем или иным способом задается цвет (обычно цвета кодируются числами фиксированной разрядности). Представление точечного изобр
ажения в памяти компьютера — это массив сведений о цвете всех пикселов, упорядоченный тем или иным образом (например, по строкам, как в телевизионном изображении).
Наиболее близким аналогом такого явления виртуального мира, как точечное изображение, в реальном мире является мозаика. Точно так же, как точечное изображение состоит из равномерно расположенных на плоскости элементов одинакового размера и формы — пикселов — мозаика состоит из отдельных кусочков цветного стекла — смальты. При соблюдении определенных условий (главные из них — небольшие размеры фрагментов смальты и достаточно большое удаление зрителя от поверхности изображения) отдельные кусочки смальты, составляющие мозаичное изображение, не вид
ны — глаз зрителя воспринимает изображение как единое целое.
Примечание. Это явление называется смыканием и играет огромную роль в полиграфии, компьютерной графике и традиционном изобразительном искусстве.
Впоследствии эту идею распространили на живопись импрессионисты, разработавшие технику пуантилизма. Посетив Исаакиевский собор, Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Русский музей или Эрмитаж, легко убедиться, что техника работы с точечными изображениями была доведена до совершенства задолго до появления первых компьютеров. Другой пример точечных изображений — получившие в последнее время широкое распространение так называемые «японские кроссворды». Изображение на экране любого компьютерного монитора — точечное, и это хорошо видно через увел
ичительное стекло. Большинство принтеров воспроизводят на бумаге именно точечные изображения.
Векторным изображением в машинной графике принято называть совокупность более сложных и разнообразных геометрических объектов. Номенклатура таких объектов может быть более или менее широкой, но, как правило, в нее включаются простейшие геометрические фигуры (круги, эллипсы, прямоугольники, многоугольники, отрезки прямых и дуги кривых линий). Важнейшая особенность векторной графики состоит в том, что для каждого объекта (или, как мы будем более точно говорить далее, классагеометрических объектов) определяются управляющие параметры, конкретизирующие
его внешний вид. Например, для окружности такими управляющими параметрами являются диаметр, цвет, тип и толщина линии, а также цвет внутренней области.
Представление векторного изображения в памяти компьютера сложнее, чем точечного (хотя, как правило, при этом оно намного компактнее). Несколько упрощая, можно считать, что оно представляет собой перечень всех объектов, из которых составлено изображение, причем для каждого объекта указано, к какому классу объектов он принадлежит, и приведены значения всех управляющих параметров. Подобрать аналог векторному изображению в реальном мире не так-то просто. Впрочем, на эту роль вполне может претендовать тот человечек, которого в детстве рисовали, наверное, вс
е, приговаривая: «Точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречик…». Последняя фраза, по сути дела, представляет собой перечисление объектов векторного изображения.
Примечание. Из-за того, что в этой фразе отсутствуют какие-либо намеки на значения управляющих параметров, человечки у всех получались разные.
В школьной программе векторные изображения появлялись на уроках геометрии, черчения и математики (графики функций). Тем, кому довелось учиться в технических ВУЗах, приходилось сталкиваться с векторными изображениями на занятиях по аналитической геометрии.
Процесс вывода точечного изображения на экран или бумагу достаточно прост — на экране пикселу соответствует группа из трех частиц люминофора, светящихся различными цветами, принтер изображает пикселы капельками чернил или пятнами тонера (красящего порошка). К устройствам, непосредственно фиксирующим векторные изображения, относятся, пожалуй, только достаточно редко встречающиеся вне стен конструкторских бюро графопостроители. Почти всегда векторное изображение перед выводом (или непосредственно в процессе вывода) преобразуется в точечное — в ма
шинной графике этот процесс называется рендерингом.
Примечание. Рендеринг представляет собой частный случай операции преобразования векторного изображения в точечное — растрирования (см. урок 17), выполняющийся без сохранения результата в файле.
Из приведенного выше сравнения двух классов изображений может показаться, что с векторными изображениями работать значительно сложнее, и что область их применения весьма узкая. Ничуть не бывало. В очень многих случаях решающую роль играют специфические достоинства и недостатки точечных и векторных изображений.
Основной недостаток точечного изображения состоит в фиксированном размере пикселов. Из-за этого при увеличении или уменьшении возникают крайне нежелательные эффекты. При увеличении изображения между плотно «прижатыми» друг к другу пикселами появляется свободное место. Заполнить его, строго говоря, нечем, кроме размещения на свободных местах копий пикселов, находящихся рядом. Это эквивалентно увеличению размера пиксела при увеличении изображения. Однако сильно увеличивать размер пиксела нельзя — слишком крупные пикселы перестанут сливаться в глаз
у зрителя в однородное изображение, видимость смыкания разрушится. Этот эффект хорошо известен профессиональным фотографам, которые говорят про чрезмерно увеличенную фотографию — «полезло зерно». И в самом деле, сильно увеличенное точечное изображение приобретает отчетливо видимую зернистую структуру, а это хорошо только при создании специфических художественных эффектов. В машинной графике это явление называется искажениями растрирования. При этом под растрированием понимается процесс преобразования векторного изображения в точечное (или одног
о точечного изображения в другое со сменой характеристик пикселов).
При уменьшении точечного изображения с сохранением прежнего размера пикселов неизбежно приходится выбрасывать некоторые пикселы, что приводит к потере части содержащейся в изображении информации. Не спасает положения и уменьшение размеров пиксела, поскольку устройства отображения информации (дисплеи, полиграфические машины и принтеры) все равно не могут воспрозводить слишком маленькие пикселы — в результате детали изображения становятся плохо различимыми.
Более того, оказывается, что размеры точечного изображения при сохранении исходного размера пикселов можно увеличивать лишь кратно — в два, три и т. д. раз. Если это условие не соблюдается, на изображении может возникать муар — волнообразные полосы, точки или клетки. Избавиться от муара, не искажая само изображение, не так-то просто.
Второй, не менее существенный недостаток точечных изображений состоит в отсутствии внутренней структуры, соответствующей структуре изображенных объектов. Попробуем разобраться в этом на примере. Если на точечном изображении мы видим мужчину в галстуке-бабочке и со значком на лацкане, это — результат работы нашего мозга, выделившего в изображении такие объекты, как значок и галстук. Чтобы идентифицировать соответствующие этим объектам пикселы при работе с программой редактирования точечной графики, придется немало потрудиться. Если при работе над и
зображением необходимо удалить значок, то после этого придется еще как-то заполнять образовавшуюся после удаления пикселов значка «дыру» в изображении — фактически, дорисовывать его. Еще больше мороки возникает при необходимости слегка поправить покосившийся галстук.
Третий недостаток точечных изображений — большой объем памяти, требующейся для их хранения. При работе с точечными изображениями высокой четкости и сравнительно большого размера нередки случаи, когда размеры соответствующих им файлов составляют сотни мегабайт. Работа с такими громоздкими объектами зачастую оказывается не под силу даже самым современным и мощным компьютерам.
Векторное изображение существенно более гибко в работе. Чтобы увеличить или уменьшить его, требуется всего лишь изменить один управляющий параметр изображения в целом — масштаб. При этом размер файла с векторным изображением не увеличится ни на один байт. Внесенные изменения будут учтены при рендеринге, и четкость изображения не пострадает. На рис. 1.1 представлены результаты увеличения точечного и векторного изображения.
В отличие от точечного изображения, степень структуризации векторного изображения может быть произвольной. Она определяется создающим его художником. Как мы увидим в последующих уроках, составляя изображение значка на лацкане из двух кругов и текстовой надписи, можно объединить эти объекты в группу и даже дать ей имя «Значок», чтобы потом было легче найти эти объекты. Удаление этой группы приведет к исчезновению значка, но не к возникновению «дыры» на пиджаке — ведь изображение пиджака составлено из других объектов, которые просто станут видны в том мес
те, где раньше был значок. Не составляет проблемы и «поправить галстук» — достаточно изменить значение угла поворота группы объектов, из которых составлено его изображение.
Размеры файлов с векторными изображениями в большинстве случаев намного меньше размеров файлов с изображениями точечными.
В заключение сравнительного анализа классов изображений отметим, что преобразование векторного изображения в точечное (растрирование или рендеринг) представляет собой достаточно простой и абсолютно формальный процесс, выполняющийся большинством программ машинной графики без вмешательства пользователя. Преобразование же точечного изображения в векторное (векторизация или трассировка) в подавляющем большинстве случаев требует не просто вмешательства, а творческого участия пользователя (подробнее об этом — в уроке 17).
Напрашивается очевидный вывод: при разработке иллюстративного графического проекта, независимо от того, к какому классу должно принадлежать итоговое изображение, начинать целесообразнее с векторного изображения — тем более что в CorelDRAW 11 имеется мощный арсенал средств и для работы с точечными изображениями.
Примечание. Конечно, из этого, как и почти из любого правила, есть исключения. Если в процессе работы над проектом требуется проводить с предоставленными в качестве исходного материала точечными изображениями сложную цветовую коррекцию (с избирательным подходом к его различным участкам), выполнять размывание или применять сложные точечные эффекты, а добавлять к ним новые фрагменты изображения не требуется, тогда удобнее с самого начала работать над проектом в программе точечной графики вроде Corel PhotoPaint или Adobe Photoshop.
Объектно-ориентированный подход
CorelDRAW 11 представляет собой интегрированный объектно-ориентированный пакет программ для работы с иллюстративной графикой. Попробуем разобраться, что стоит за этими терминами.
Под словами «интегрированный пакет» следует понимать, что CorelDRAW 11 представляет собой не отдельную программу, ориентированную на решение какой-либо одной четко поставленной задачи, а совокупность программ (пакет), ориентированных на решение множества различных задач, возникающих при работе пользователя в определенной прикладной области, а именно — в области иллюстративной графики. Интегрированность пакета следует понимать в том смысле, что входящие в него программы могут легко обмениваться данными или последовательно выполнять различные действия н
ад одними и теми же данными. Так достигается многофункциональность пакета, возможности разных программ объединяются, интегрируются в единое целое, представляющее собой нечто большее, чем сумму своих составных частей.
Иллюстративная графика — это прикладная ветвь машинной графики, сравнительно недавно выделившаяся в отдельное направление, наряду с графикой деловой, научной и инженерной. К области иллюстративной графики относятся в первую очередь рисунки, коллажи, рекламные объявления, заставки, постеры — все, что принято называть художественной продукцией. Объекты иллюстративной графики отличаются от объектов других прикладных областей своей первичностью — они не могут быть построены автоматически по некоторым исходным данным, без участия художника или дизай
нера. В отличие от них такие графические изображения, как диаграммы (деловая графика), чертежи и схемы (инженерная графика), графики функций (научная графика) представляют собой лишь графический способ представления первичных исходных данных — как правило, таблицы (или аналитической модели, представленной в другой форме). В этом состоит их вторичность, производность.
Термин «объектно-ориентированный» следует понимать в том смысле, что все операции, выполняющиеся в процессе создания и изменения изображений, пользователь проводит не с изображением в целом, и не с его мельчайшими, атомарными частицами (пикселами точечного изображения), а с объектами — семантически нагруженными элементами изображения. Начиная со стандартных объектов (кругов, прямоугольников, текстов и т. д.), пользователь может строить составные объекты (например, значок в рассмотренном выше примере) и манипулировать ими как единым целым. Таким образом
, изображение становится иерархической структурой, на самом верху которой находится иллюстрация в целом, а в самом низу — стандартные объекты.
Вторая особенность объектной ориентации пакета состоит в том, что каждому стандартному классу объектов ставится в соответствие уникальная совокупность управляющих параметров, или атрибутов класса. Если мы говорим о прямоугольнике высотой 200 мм и шириной 300 мм, залитом синим цветом, обведенным желтой линией шириной 3 пункта, с центром, расположенным в 150 мм по вертикали и в 250 мм по горизонтали от левого нижнего угла страницы, с углом наклона длинной стороны к горизонтали составляющим 32°, мы имеем дело с экземпляром класса — объектом, для которого зафик
сированы значения управляющих параметров.
Третья особенность объектной ориентации пакета состоит в том, что для каждого стандартного класса объектов определен перечень стандартных операций. Например, описанный выше прямоугольник можно развернуть, масштабировать, закруглить ему углы, преобразовать его в объект другого класса — замкнутую кривую.
Объектная ориентация CorelDRAW дает пользователю почти неограниченную гибкость в работе. Можно выделять отдельные объекты изображения и модифицировать их на любом этапе работы, что невозможно ни для точечных изображений, ни при использовании традиционных инструментов художника — бумаги, кисти, пера, красок, карандашей. Если заказчик на заключительном этапе работы передумал и решил вместо верблюда изобразить на рекламном плакате бегемота, художнику не приходится начинать работу заново — достаточно заменить лишь некоторые объекты, а атрибуты нескольких
других изменить. С другой стороны, уже на начальных стадиях работы над проектом художник может на основе одного эскиза выполнить несколько проработок, пользуясь различными стандартными операциями или просто меняя атрибуты объектов.
Примечание. До логического завершения концепцию объектной ориентированности пакета доводит введение в его состав объектно-ориентированного языка программирования VBA. Программные модули на этом языке позволяют автоматизировать выполнение часто повторяющихся действий и даже строить на основе CorelDRAW 11 специализированные графические системы, определяя новые классы объектов и операции над ними. Более того, этот процесс автоматизирован. В программный модуль на языке VBA можно преобразовать последовательность действий, причем их запись ведется автоматич
ески (для возможной отмены последних действий).
Однажды построенные фрагменты изображений можно использовать в новых работах (начиная с одиннадцатой версии, такие фрагменты можно сохранять в специальных библиотеках), а также менять характер работы, не меняя изображения. Так, чтобы превратить, рекламный постер в наклейку на кофейной чашке или авторучке, или в анимированное изображение на странице web-узла, требуется совсем немного дополнительной работы.
Упрощается и структурируется также процесс изучения приемов работы с пакетом программ. Начать практическую работу можно сразу же после изучения атрибутов и операций для одного-двух классов объектов. В последующих уроках этой книги мы займемся этим, а сейчас обратимся к рабочей среде основного компонента пакета — программы CorelDRAW 11.
Рабочая среда и интерфейс пользователя
Запуск CorelDRAW 11 выполняется стандартными для Windows способами: с помощью главного меню (в нем при установке пакета появляется новая группа команд, в которую включена и команда запуска CorelDRAW), с помощью ярлыка, расположенного на рабочем столе, или двойным щелчком мыши на значке файла, имеющего расширение, ассоциированное в процессе установки CorelDRAW с этой программой (как правило, это файлы с расширениями .CDR, .CMX, .WMF).
Подсказка. Подробнее со способами запуска программ на выполнение можно ознакомиться в любом пособии по операционной системе Windows.
После запуска программы на экране раскрывается представленное на рис. 1.2 главное окно CorelDRAW с основными элементами пользовательского интерфейса.
Примечание. В CorelDRAW очень развит механизм настройки рабочей среды. На рис. 1.2 рабочая среда представлена так, как она выглядит непосредственно после установки программы в системе. Добавлено только несколько пристыковываемых окон.
В соответствии со стандартами Windows под строкой заголовка окна располагается строка меню. В CorelDRAW меню очень сложное, с большим числом подменю и команд. Как и в любой другой программе, меню обеспечивает доступ к большинствуфункций CorelDRAW, но очень многие действия могут выполняться и без него. Еще более запутывает пользователя возможность неограниченной настройки меню — при желании любые команды и инструменты CorelDRAW можно переместить в любое меню. Поэтому в последующих уроках мы будем в первую очередь знакомиться с приемами работы без меню, обращаясь к его
командам только в случае необходимости.
В левой части рабочего пространства расположен специфический для продуктов фирмы Corel элемент интерфейса — так называемый набор инструментов (toolbox). Формально являясь просто одной из множества инструментальных панелей программы, фактически он предназначен для выбора рабочего режима, и поэтому используется чаще других. Выбор режима осуществляется щелчком мышью на одной из кнопок набора инструментов — это называется выбором инструмента. С выбора инструментов начинаются практически все действия пользователя над объектами изображения.
Некоторые кнопки инструментов снабжены треугольником в нижнем правом углу. Это — указание, что на самом деле с кнопкой связан не один, а несколько инструментов. Чтобы увидеть их все, вместо быстрого щелчка кнопкой мыши ее следует нажать (отпустив только после паузы в одну-две секунды) — на экране раскроется панель конкретного инструмента. На рис. 1.3 представлена панель, раскрывающаяся кнопкой инструмента Fill (Заливка).
Чтобы выбрать инструмент, достаточно щелкнуть на его кнопке. Как правило, каждому из инструментов соответствует своя форма указателя мыши.
В расположенной под строкой меню стандартной панели инструментов (toolbar) расположены элементы управления, соответствующие наиболее часто выполняемым командам: открытию, сохранению и закрытию файлов иллюстраций, операциям с системным буфером обмена, режимам и масштабу просмотра иллюстраций.
Ниже стандартной панели инструментов по умолчанию располагается панель атрибутов (property bar). Она представляет собой совокупность элементов управления, соответствующих управляющим параметрам выделенного объекта и стандартным операциям, которые можно выполнить над ним с помощью выбранного инструмента. Содержимое панели атрибутов постоянно меняется, и в последующих уроках мы будем уделять ей очень много внимания, так как она является основным рабочим инструментом пользователя.
Вдоль правой границы окна расположена экранная палитра цветов (color palette). Она применяется для задания цвета заливки и обводки объектов иллюстрации, а приемы работы с ней описаны в уроках 6 и 7.
У нижнего края окна CorelDRAW находится строка состояния (status bar). В ней в процессе работы выводятся сведения о выделенном объекте и много вспомогательной информации о режиме работы программы.
CorelDRAW 9: справочник. / М. Бурлаков - СПб: Питер, 2003. - 496 с.
|