Эта книга является подробным и удобным справочником по новой версии программы. Благодаря тщательно продуманному порядку изложения ее можно использовать как при практическом освоении новичками Adobe Illustrator 9.0 «с нуля», так и при более углубленном изучении программы опытными пользователями. Строгая систематизация материала, базирующаяся на описании не отдельных технических средств и режимов работы программы, а выполняемых в ней операций, и полнота описания действий пользователя позволят быстро и глубоко освоить Adobe Illustrator 9.0. Рассчитана на широкий круг по
льзователей.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Словарь терминов векторной графики
Глава 2. Знакомство с программой
Назначение
Возможности
Недостатки
Недоработки Illustrator 9.0
Недостатки Illustrator 9.0
Отличия от предыдущей версии
Новые функции программы
Новые инструменты
Новые палитры
Новые команды
Новая справочная система
Требования к компьютеру
Глава 3. Интерфейс программы
Устройство интерфейса
Меню
Блок инструментов
Палитры программы
Основные палитры
Диалоговые окна
Справочная система
Глава 4. Технологические возможности программы
Виды
Операции с видами
Недостатки программы по работе с видами
Связи
Палитра Links
Операции со связями
Маски
Обрезная маска
Маска непрозрачности
Слои
Палитра Layers
Возможности оформления
Палитра Color
Диалоговое окно Color Picker
Палитра Swatches
Палитра Brushes
Внешний вид
Палитра Appearance
Стили
Палитра Styles
Дополнительные палитры
Работа со стилями
Файловые форматы
Текстовые форматы
Векторные форматы
Растровые форматы
Универсальные форматы
Формат Интернета
Цветовые форматы
Форматы цветовых моделей
Форматы систем соответствия цветов
Табличные форматы
Цветоделение
Цветовые ловушки
Формирование цветовых ловушек
Цветовое управление
Цветовое управление при открытии документа
Цветовое управление при импорте изображения
Присвоение документу цветового профиля
Имитация цветового пространства
Механизм OLE
Сценарии
Палитра Actions
Запись нового сценария
Воспроизведение сценария
Глава 5. Обработка векторных объектов
Формирование объекта
Рисование контурных линий
Рисование геометрических фигур
Обработка формы объекта
Регулировка элементов контура
Инструменты Pencil и Paintbrush
Инструмент Reshape
Инструмент Smooth
Команды подменю Path меню Object
Команда Simplify
Заливки
Равномерная заливка
Градиентная заливка
Заливка шаблоном
Заливка по сетке
Обводки
Обычная обводка
Фигурная обводка
Создание образцов оформления
Создание образца цвета
Создание образца градиентных оттенков
Создание образца узора
Формирование профилей кистей
Формирование профиля каллиграфической кисти
Формирование профиля художественной кисти
Формирование профиля шаблонной кисти
Формирование профиля кисти для распыления
Комбинирование объектов
Операция соединения
Операция объединения
Операция пересечения
Операция исключения
Операция "минус верхний"
Операция "минус нижний"
Операция разделения
Операция обычной обрезки
Операция слияния
Операция обрезки по шаблону
Операция обводки
Операция жесткого смешения
Операция мягкого смешения
Палитра Pathfinder
Порядок комбинирования объектов
Эффекты векторной графики
Анимация
Искажение
Переход
Тень
Штриховка
Эффекты трассировки
Другие эффекты
Создание диаграмм
Общая характеристика
Палитра табличных данных
Диалоговое окно Graph Type
Работа с диаграммой
Трассировка
Глава 6. Обработка растровых изображений
Растрирование
Параметры команды
Работа с обтравочными контурами
Эффекты фильтрации
Подменю Artistic
Подменю Blur
Подменю Brush Strokes
Подменю Distort
Подменю Pixelate
Подменю Sharpen
Подменю Sketch
Подменю Stylize
Подменю Texture
Подменю Video
Глава 7. Обработка текста
Способы размещения текста
Ввод текста
Ввод текста в тело документа
Формирование новой текстовой рамки с вводом в нее текста
Формирование новой текстовой дорожки с вводом на нее текста
Ввод текста в существующую рамку или на дорожку
Импорт текста в документ
Перенос текста из документа, созданного в другом приложении
Перенос текста из одной области документа в другую
Изменение способа размещения текста
Перетекание текста
Команда Link
Команда Rows & Columns
Команда Unlink
Операции оформления
Оформление текстовых символов
Оформление текстового блока с сохранением атрибутов, оформления текстовой рамки или дорожки
Оформление текстового блока с удалением атрибутов, оформления текстовой рамки или дорожки
Оформление текстовой рамки или дорожки
Форматирование текста
Палитра Character
Палитра Paragraph
Палитра MM Design
Порядок форматирования текста
Редактирование текста
Выделение текста
Изменение регистра символов
Поиск и замена текстовой информации
Поиск и исправление ошибок
Расстановка "умной" пунктуации
Поиск и замена шрифтов
Текстовые оборки
Преобразование текста в кривые
Глава 8. Обработка объектов произвольных типов
Трансформация объектов
Трансформация векторного объекта
Трансформация растрового объекта
Трансформация текстовых рамки и дорожки
Трансформация текстового блока
Перемещение объектов
Перемещение объектов по области документа
Изменение порядка расположения объектов в слоях
Регулировка прозрачности
Регулировка контрастной прозрачности
Палитра Transparency
Регулировка общей прозрачности
Регулировка распределенной прозрачности
Особенности регулировки прозрачности группового объекта
Цветовая обработка
Обработка группы векторных объектов
Обработка объекта произвольного типа
Преобразования цветового формата
Формирование комплексного изображения
Формирование внешнего вида
Перенос внешнего вида
Создание комплексного изображения
Изобразительные эффекты
Подменю Convert to Shape
Подменю Distort & Transform
Подменю Path
Подменю Pathfinder
Подменю Rasterize
Подменю Stylize
Подменю Artistic
Подменю Blur
Подменю Brush Strokes
Подменю Distort
Подменю Pixelate
Подменю Sharpen
Подменю Sketch
Подменю Stylize
Подменю Texture
Команда Patchwork
Подменю Video
Глава 9. Работа с документом
Создание нового документа
Открытие и сохранение документа
Открытие документа
Сохранение документа
Операции импорта и экспорта
Импорт информации
Экспорт информации
Настройка документа
Вкладка Artboard
Вкладка Printing & Export
Вкладка Transparency
Работа с линейками, направляющими и сеткой
Работа с линейками
Работа с обычными направляющими
Работа с "умными" направляющими
Работа с сеткой
Работа в режимах привязки
Информация о документе
Печать документа
Диалоговое окно команды Print Setup
Диалоговое окно команды Separation Setup
Диалоговое окно команды Print
Публикация в Web
Палитра SVG Interactivity
Команда Save for Web
Глава 10. Настройка параметров программы
Настройка установочных параметров
Диалоговое окно Preferences
Диалоговое окно Adobe Online Preferences
Настройка цветовых параметров
Настройка быстрых клавиш
Диалоговое окно Keyboard Shortcuts
Порядок настройки
Глава 11. Дополнительные программы
Adobe Streamline 4.0
Adobe Type Manager 4.0
Приложение А. Обзор команд меню программы
Команды меню File
Команды меню Edit
Команды меню Object
Команды меню Type
Команды меню Filter
Команды меню Effect
Команды меню View
Команды меню Window
Команды меню Help
Приложение Б. Быстрые клавиши Adobe Illustrator 9.0
Команды меню File
Команды меню Edit
Команды меню Object
Команды меню Type
Команды меню Filter
Команды меню Effect
Команды меню View
Команды меню Window
Команды меню Help
Алфавитный указатель
ОТРЫВОК
Устройство интерфейса
При запуске Illustrator 9.0 на экране раскрывается рабочее окно программы, в которое пользователю необходимо загрузить некоторый документ для его обработки. Это можно сделать с помощью следующих команд меню File (Файл):
New (Новый) - раскрытие нового документа (см. раздел "Создание нового документа" главы 9);
Open (Открыть) - раскрытие любого существующего документа, хранящегося на диске (см. подраздел "Открытие документа" раздела "Открытие и сохранение документа" главы 9);
команды с названиями документов, входящие в подменю Open Resent Files (Открыть последние файлы) - раскрытие одного из десяти документов, которые загружались в программу последними.
На рис. 3.1 показано окно программы с находящимся в нем новым документом.
Так как рассматриваемая программа работает в операционной среде Windows 95/98/2000, то ее интерфейс включает следующий стандартный набор элементов, известных каждому пользователю:
системные меню программы и документа;
системные кнопки свертывания, восстановления/развертывания и закрытия программы и документа;
заголовок программы;
заголовок документа (при неполном его раскрытии).
Дадим краткую характеристику составных частей интерфейса программы, изображенных на рис. 3.1.
Строка меню. Находится под заголовком программы. Представляет собой панель с названиями свернутых списков команд основного меню программы, сгруппированных в них по функциональному признаку. При щелчке на одном из этих названий соответствующий список будет раскрыт (см. раздел "Меню").
Блок инструментов. На экране расположен слева. Представляет собой вертикальную панель с набором кнопок управления, называемых инструментами, которые используются для выполнения различных операций с объектами документа. В каждой ячейке блока могут находиться один или несколько инструментов. Если инструментов несколько, то в правом нижнем углу ячейки имеется черная треугольная метка. Если в такой ячейке поместить указатель и нажать кнопку мыши, раскроется дополнительная панель с инструментами, относящимися к данной ячейке блока, любой из которых мож
но переместить в данную ячейку (см. раздел "Блок инструментов").
Палитры. Инструментальные средства программы, предназначенные для выполнения различных операций по обработке документа, а также для настройки параметров используемых инструментов и команд. Могут находиться в развернутом или свернутом состоянии, не мешая выполнению в программе операций, не имеющих к ним отношения. На рис. 3.1 изображены двадцать основных палитр программы, которые сгруппированы в виде шести комбинированных палитр, большинство из которых обычно всегда присутствует на экране (см. раздел "Палитры программы").
Рабочее окно документа. Используется для размещения и перемещения в нем открытого документа, состоящего всего из одной страницы. Включает следующий стандартный набор элементов: вверху - системное меню, заголовок (при полном раскрытии окна он отсутствует) и системные кнопки управления; посредине - область обработки окна, в которой отображается документ и выполняется его обработка; внизу - строка состояния документа и горизонтальная полоса прокрутки; справа - вертикальная полоса прокрутки.
Строка состояния документа. Расположена внизу рабочего окна открытого документа слева от горизонтальной полосы прокрутки (см. рис. 3.1). Состоит из следующих двух частей (в порядке слева направо):
раскрывающегося списка стандартных значений масштаба отображения документа на экране, указанных в процентах к единичному масштабу, с редактируемым полем, в которое можно ввести с клавиатуры произвольную величину масштаба и нажать клавишу Enter;
информационного поля (серого цвета), в котором выводится текущая информация, соответствующая выбранному пункту контекстного меню строки состояния (см. раздел "Меню").
Страница документа (artboard). Прямоугольная область монтажного стола, очерченная на экране черной рамкой, содержимое которой может быть выведено на печать или представлено на экране в электронной версии документа.
ПРИМЕЧАНИЕ В тех случаях, когда необходимо отличить страницу документа, макетируемого в программе, от страницы печатного листа (страницы листа бумаги или пленки, на которую производится печать документа), страницу документа называют макетируемой страницей или страницей макета документа.
Монтажный стол. Частично отображаемая в рабочем окне документа прямоугольная область белого цвета, в которой размещается страница документа, а также объекты документа, расположенные вне страницы. Содержимое документа, которое входит в область обработки его рабочего окна, будет отображаться на экране. На печать будет выводиться все содержимое документа, находящееся внутри печатаемой области, границы которой отображаются на экране прямоугольной пунктирной рамкой.
ПРИМЕЧАНИЕ Рамка, которой очерчивается печатаемая область документа, расположена внутри другой пунктирной рамки чуть большего размера, которой отмечаются границы печатного листа (таких двойных рамок может быть несколько - по количеству требуемых печатных листов). Положение на монтажном столе этих двух связанных между собой рамок, можно регулировать с помощью инструмента Page (страница).
Компоновочная зона (scratch area). Область монтажного стола, окружающая снаружи страницу документа. Используется для выполнения различных операций с объектами документа, а также для их временного хранения. Объекты, расположенные в компоновочной зоне, также могут выводиться на печать, если они входят в печатаемую область документа.
В состав интерфейса Illustrator 9.0 входят также дополнительные палитры, диалоговые окна и справочная система программы.
Дополнительные палитры. Выполняют в программе узкоспециализированные функции и раскрываются на экране лишь при их непосредственном использовании (см. раздел "Палитры программы").
Диалоговые окна. Используются для настройки параметров команд и инструментов, а также установочных параметров программы (см. раздел "Диалоговые окна").
Справочная система. Предназначена для оказания пользователю необходимой помощи при работе в программе, а также для ее самостоятельного освоения (см. раздел "Справочная система").
Рассмотрим более подробно наиболее важные элементы интерфейса программы.
Меню
В состав программы Illustrator 9.0 входят различные команды, которые для удобства определенным образом сгруппированы в виде раскрывающихся списков (в том числе и вложенных). Такие списки называются меню. В зависимости от способа группировки команд в меню и местоположения этих меню они подразделяются на основное и контекстные (вспомогательные).
Основное меню включает наиболее важные (но не все) команды, предусмотренные в программе, которые сгруппированы по своему функциональному назначению в следующих девяти списках: File (Файл), Edit (Редактировать), Object (Объект), Type (Текст), Filter (Фильтр), Effect (Эффект), View (Вид), Window (Окно) и Help (Помощь). Эти списки находятся в свернутом состоянии в виде строки меню, расположенной под заголовком программы (см. рис. 3.1). (С командами основного меню программы Illustrator 9.0 можно ознакомиться в главе 10.)
Контекстное меню представляет собой группу команд, имеющих отношение к определенному средству интерфейса программы, рабочему документу или обрабатываемому объекту, на котором находится указатель. В зависимости от принадлежности контекстного меню, его можно раскрыть следующими способами:
щелчком правой кнопки мыши при установке указателя на обрабатываемом объекте или в свободной области документа;
щелчком основной (левой) кнопки мыши на кнопке раскрытия контекстного меню палитры, имеющей черную треугольную метку;
щелчком основной кнопки мыши в информационном поле строки состояния документа.
В состав контекстного меню входят лишь те команды, которые имеют отношение к выполняемой в настоящее время операции или к выбранной палитре. Это существенно повышает эффективность обработки документа, поскольку не требует времени на поиск необходимых команд в основном меню программы.
В состав контекстного меню строки состояния документа входят команды, выполняющие информационные функции. К ним относятся:
Current Tool (Текущий инструмент) - вывод в строке состояния названия выбранного инструмента;
Data and Time (Дата и время) - вывод текущих даты и времени;
Free Memory (Свободная память) - вывод объема свободной оперативной памяти;
Number of Undos (Число уровней отмены) - вывод максимального количества выполненных операций по обработке объектов документа, которые могут быть отменены, а также числа отмененных ранее операций, которые могут быть выполнены повторно;
Document Color Profile (Цветовой профиль документа) - вывод названия цветового профиля, который присвоен активному документу.
Опишем назначение различных надписей и меток, которые могут встречаться в названиях пунктов основного и контекстных меню программы.
Значок черного треугольника в конце пункта означает наличие подменю. При установке указателя на таком пункте будет раскрыт дополнительный список команд (он также может быть вложенным).
Символ многоточия в конце названия пункта означает команду, при выполнении которой будет возникать некоторая задержка, связанная с выводом на экране или удалением с него некоторого диалогового окна или палитры, а также с настройкой находящихся в нем (ней) параметров.
Название одной или группы клавиш (со знаком плюс между ними) в конце пункта означает, что данную команду можно выполнить путем совместного нажатия этих клавиш, называемых быстрыми клавишами или клавишами-ускорителями.
Подчеркивание символа в названии пункта основного меню означает, что при нажатии совместно с клавишей Alt указанной клавиши, которую называют горячей, данный пункт меню будет выбран.
ПРИМЕЧАНИЕ Горячие клавиши используются при работе с командами меню, а также при выборе параметров в некоторых диалоговых окнах программы. Горячие клавиши, в отличие от быстрых, действуют лишь при раскрытии соответствующего списка команд основного меню программы или диалогового окна. Чтобы с помощью горячих клавиш выбрать нужную команду, необходимо предварительно нажать клавишу Alt. Эта же клавиша должна быть нажата и при выборе горячей клавишей соответствующего параметра, находящегося в раскрытом диалоговом окне.
Серый цвет с белым отливом, используемый для отображения пункта меню означает, что данная команда в настоящий момент недоступна для использования.
Галочка слева от названия команды означает выбор режима, определяемого наименованием команды (такую команду будем называть активизированной). Например, галочка возле названия команды Snap To Grid (Привязать к сетке) меню View (Вид) означает подключение режима привязки объектов к линиям сетки.
В зависимости от текущей ситуации названия некоторых команд меню могут меняться. Например, команды Hide Color (Спрятать "Цвет") и Show Color (Показать "Цвет") играют роль переключателей, сменяя друг друга в одном и том же месте меню Window (Окно) в зависимости от того, находится на экране палитра Color (Цвет) или нет.
В заключение заметим, что в программе предусмотрен режим настройки быстрых клавиш для команд ее основного меню (см. раздел "Настройка быстрых клавиш" главы 10).
Блок инструментов
Блоком инструментов программы называют набор кнопок управления (инструментов), сгруппированных на одной основной и нескольких дополнительных панелях и предназначенных для выполнения наиболее важных операций по созданию и обработке объектов документа.
Основная панель блока инструментов постоянно присутствует на экране (если, конечно, не выбран режим удаления инструментов с экрана). Она представлена в плавающей форме (имеет заголовок) и обычно располагается на экране слева (см. рис. 3.1). Дополнительные панели раскрываются лишь в случае переноса из них инструментов на основную панель. Необходимость в таком переносе вызвана тем обстоятельством, что для работы в программе можно использовать лишь инструменты, расположенные на основной панели.
ПРИМЕЧАНИЕ С помощью команды Hide/Show Tools (спрятать/показать инструменты) меню Window (окно) можно управлять выводом на экран основной панели блока инструментов.
На рис. 3.2 показаны все инструменты, входящие в состав блока инструментов. Слева здесь изображена основная панель блока, а справа - инструменты, находящиеся на соответствующих дополнительных панелях. Описания инструментов приводятся в табл. 3.1.
Если в некоторой ячейке данной панели находятся несколько инструментов (фактически они расположены на соответствующей дополнительной панели), то в ее правом нижнем углу имеется небольшая черная треугольная метка. Если в такой ячейке установить указатель, нажать кнопку мыши и на некоторое время удержать ее в нажатом состоянии, то на экране раскроется дополнительная панель с инструментами, относящимися к данной ячейке. Для переноса из нее на основную панель выбранного инструмента необходимо установить на нем указатель и отпустить кнопку мыши. В резу
льтате данный инструмент займет место в ячейке основной панели блока и будет активизирован, а дополнительная панель закроется.
ПРИМЕЧАНИЕ Если при раскрытии дополнительной панели установить указатель на крайней справа кнопке, имеющей форму вертикальной полоски с черной меткой, и отпустить кнопку мыши, то панель останется открытой, превратившись в плавающую. Чтобы ее закрыть, необходимо щелкнуть на кнопке закрытия в строке заголовка.
Другим способом переноса инструмента из дополнительной панели в основную является следующий: вы устанавливаете указатель в ячейке (с черной меткой) основной панели, в которую должен быть помещен инструмент из дополнительной панели, нажимаете клавишу Alt и выполняете последовательные щелчки на нужных инструментах до тех пор, пока в ячейке не появится изображение кнопки требуемого инструмента.
ПРИМЕЧАНИЕ В приведенной ниже таблице указаны быстрые клавиши, которые по умолчанию назначаются некоторым инструментам программы при ее установке. Так как в Illustrator 9.0 предусмотрен режим настройки быстрых клавиш для инструментов и команд основного меню, то это дает возможность пользователю изменить указанные клавиши, а также добавить их к тем инструментам, в которых они отсутствуют (см. раздел "Настройка быстрых клавиш" главы 10).
Название Назначение
Selection (выделение) Инструмент (быстрые клавиши V, Ctrl) выполняет три функции: выделение одного или нескольких объектов документа; перемещение выбранных объектов по области монтажного стола и трансформацию выделенных объектов (масштабирование и поворот). Клавиша Ctrl используется лишь для временного выбора данного инструмента (при ее нажатии) в процессе работы с любым другим инструментом (за исключением инструмента Direct Selection (прямое выделение)), который был ранее активизирован
Для выделения одного объекта достаточно щелкнуть в его непустой области, а для выделения нескольких объектов -выполнить последовательные щелчки на каждом из них при нажатой клавише Shift. Вторым способом выделения объектов является формирование (при нажатой кнопке мыши) прямоугольной выделяющей области, охватывающей некоторые части этих объектов. Перемещение выбранных объектов выполняется при нажатой кнопке мыши. Если при этом нажать клавишу Alt, то перемещаться будут не исходные объекты, а их сформированные копии
Трансформация объекта может быть выполнена с помощью восьми трансформационных маркеров, расположенных на прямоугольной обрамляющей рамке, охватывающей объект и отображаемой на экране при его выделении данным инструментом. В диалоговом окне Move (переместить), раскрываемом двойным щелчком на кнопке инструмента, задаются параметры, позволяющие переместить в требуемое место документа весь выбранный объект или отдельные части векторного объекта
Direct Selection (прямое выделение) Инструмент (быстрые клавиши A, Ctrl) выполняет следующие функции: выделение одного или нескольких объектов произвольных типов; перемещение выбранных объектов по области монтажного стола; выделение контура и узелков векторного объекта; настройка составных частей контура данного объекта (сегментов, узелков и контрольных точек контура). Клавиша Ctrl используется лишь для временного выбора данного инструмента (при ее нажатии) в процессе работы с любым другим инструментом (за исключением инструмента Selection (Выделение)), который был ра
нее активизирован.
Для выделения одного объекта достаточно щелкнуть в непустой области внутри объекта, а для выделения нескольких объектов - выполнить последовательные щелчки в такой области каждого из них при нажатой клавише Shift. Вторым способом выделения объектов является формирование (при нажатой кнопке мыши) прямоугольной выделяющей области, полностью охватывающей векторные и текстовые объекты и некоторые части растровых объектов
Для выделения контура векторного объекта без выделения его узелков необходимо сделать щелчок в любом месте контура, а чтобы выделить контур вместе со всеми узелками, достаточно щелкнуть на нем при нажатой клавише Alt.
Для выделения нескольких узелков следует последовательно щелкать на них при нажатой клавише Shift, либо сформировать вокруг этих узелков прямоугольную выделяющую область. Перемещение составных частей контура производится при нажатой кнопке мыши и выделении контура без выделения его узелков
В диалоговом окне Move (переместить), раскрываемом двойным щелчком на кнопке инструмента, задаются параметры, позволяющие переместить в требуемое место документа весь выбранный объект или отдельные части векторного объекта
Group Selection (групповое выделение) Инструмент выполняет следующие функции: выделение одного или нескольких объектов, входящих в групповой объект в качестве его составных частей; выделение одного или нескольких объектов, не связанных в группу; перемещение выбранных объектов по области монтажного стола
Для выделения объектов, объединенных в одну или несколько иерархически связанных групп, представляющих собой групповой объект, достаточно сделать один или несколько щелчков на выбранном объекте (в его непустой области или на контуре). При первом щелчке будет выделен только этот объект, при втором - группа объектов первого уровня иерархии, в которую данных объект входит, при третьем - второго уровня иерархии и т. д.
Для выделения нескольких произвольных объектов следует выполнить последовательные щелчки на каждом из них при нажатой клавише Shift. Вторым способом их выделения является формирование (при нажатой кнопке мыши) прямоугольной выделяющей области, включающей некоторые части этих объектов
Перемещение выбранных объектов выполняется при нажатой кнопке мыши. Если среди выделенных объектов есть такие, которые входят в некоторый групповой объект, то вместе с ними будут перемещаться и другие объекты группы текущего уровня иерархии. Для перемещение только одного объекта, относящегося к групповому, следует, не выделяя этот объект, установить на нем указатель, нажать кнопку мыши и переместить его в другое место. Если в процессе перемещения выбранных объектов нажать клавишу Alt, то будут перемещаться их копии
В диалоговом окне Move (переместить), раскрываемом двойным щелчком на кнопке инструмента, задаются параметры, позволяющие переместить в требуемое место документа весь выбранный объект или отдельные его части (для векторного объекта)
Lasso (лассо) Инструмент (быстрая клавиша Y) используется для выделения одного или нескольких объектов путем формирования (при нажатой кнопке мыши) выделяющей области произвольной формы, видимой на экране и охватывающей некоторые части этих объектов
Direct Select Lasso (лассо прямого выделения) Инструмент (быстрая клавиша Q) позволяет выделить отдельные узелки контуров векторных объектов, либо несколько растровых объектов путем формирования один выделяющей области произвольной формы, видимой на экране и охватывающей выбранные узелки векторных объектов или некоторые части растровых объектов
Pen (перо) Инструмент (быстрая клавиша P) предназначен для формирования контура векторного объекта по методу Безье, то есть с помощью его узелков и контрольных точек. Рисование контура производится путем выполнения щелчков в местах расположения узелков с последующей регулировкой мышью (при нажатой ее кнопке) контрольных точек криволинейных сегментов контура, относящихся к текущим узелкам. Для завершения операции формирования контура достаточно выбрать любой другой инструмент, либо замкнуть контур, выполнив щелчок в его исходной точке (на начальном узе
лке)
Данный инструмент может также выполнять две дополнительные функции, состоящие в создании нового узелка или удалении выбранного на формируемом или выбранном существующем векторном контуре. Для активизации этих функций необходимо снять флажок Disable Auto Add/Delete (отключить режим автоматического добавления/удаления) на вкладке General (основные) диалогового окна Preferences (Установки)
Add Anchor Point (Добавить узелок) Инструмент (быстрая клавиша +) используется для формирования на выделенном контуре векторного объекта нового узелка. Это достигается наведением указателя на контур между существующими узелками и щелчком мышью
Delete Anchor Point (Удалить узелок) Инструмент (быстрая клавиша -) применяется для удаления из выделенного контура векторного объекта существующего узелка путем установки на нем указателя и щелчка мышью
Convert Anchor Point (Преобразовать узелок) Инструмент (быстрые клавиши Shift+C) предназначен для преобразования типа выделенного узелка контура векторного объекта с одновременной регулировки контрольных точек данного узелка. Если исходный узелок является гладким или симметричным, то путем перемещения любой из его контрольных точек он будет преобразован в угловой. Для преобразования углового узелка в симметричный необходимо установить на нем указатель, нажать кнопку мыши и переместить указатель (вместе с контрольной точкой) в нужное место документа
Type (Текст) Инструмент (быстрая клавиша T) выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: ввод текста в тело документа; формирование прямоугольной текстовой рамки; преобразование векторного объекта с замкнутым контуром в текстовую рамку; преобразование объекта с разомкнутым контуром в текстовую дорожку; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий для текстовых строк
Area Type (Текст в области) Инструмент выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: преобразование векторного объекта (с произвольным контуром) в текстовую рамку; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий для текстовых строк
Path Type (Текст на дорожке) Инструмент выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: преобразование векторного объекта (с произвольным контуром) в текстовую дорожку; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий для текстовых строк
Vertical Type (Вертикальный текст) Инструмент выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: ввод текста в тело документа с вертикальной ориентацией базовых линий для текстовых строк; формирование прямоугольной текстовой рамки с вертикальной ориентацией базовых линий и возможным разворотом текстовых символов на 90° относительно базовой линии; преобразование векторного объекта с замкнутым контуром в текстовую рамку с вертикальной ориентацией базовых линий и возможным разворотом символов текста на 90°; преобразование объекта с разомкнутым
контуром в текстовую дорожку со смещением базовой линии для текстовой строки вниз относительно контура дорожки и возможным разворотом символов на 90°; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий для текстовых строк
Vertical Area Type (Вертикальный текст в области) Инструмент выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: преобразование векторного объекта (с произвольным контуром) в текстовую рамку с вертикальной ориентацией в ней базовых линий для текстовых строк и возможным разворотом текстовых символов на 90° относительно базовой линии; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий для текстовых строк
Vertical Path Type (Вертикальный текст на дорожке) Инструмент выполняет следующие функции по работе с текстовой информацией: преобразование векторного объекта (с произвольным контуром) в текстовую дорожку со смещением базовой линии для текстовой строки вниз относительно разомкнутого контура дорожки или внутрь замкнутого контура и возможным разворотом текстовых символов на 90° относительно базовой линии; ввод текста в созданную ранее текстовую рамку или на текстовую дорожку при сохранении прежней ориентации базовых линий
Ellipse (Эллипс) Инструмент (быстрая клавиша L) применяется для формирования (двумя способами) геометрических фигур в форме эллипсов с ориентацией их осей вдоль осей координат документа
Первый способ состоит в перемещении указателя под некоторым углом к одной из осей координат при нажатой кнопке мыши. Если в процессе рисования удерживать нажатой клавишу Alt, то формирование фигуры будет происходить от ее центра. При нажатии клавиши Shift будет рисоваться правильная фигура (окружность)
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения левого верхнего угла воображаемого прямоугольника, описываемого вокруг будущей фигуры, или его центра (при нажатии клавиши Alt), и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся размеры фигуры, после чего делается щелчок на кнопке OK
Polygon (многоугольник) Инструмент используется для формирования (двумя способами) правильных геометрических фигур в форме выпуклых многоугольников
Первый способ состоит в перемещении указателя (при нажатой кнопке мыши) от центра будущей фигуры, в результате чего будет сформирован выпуклый многоугольник правильной формы, количество сторон которого должно быть предварительно задано в диалоговом окне инструмента. Если в процессе рисования удерживать нажатой клавишу Shift, то будет сформирована фигура, симметричная относительно вертикали
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения центра будущей фигуры выпуклого многоугольника и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся ее геометрические параметры, после чего делается щелчок на кнопке OK
Star (звезда) Инструмент применяется для формирования (двумя способами) правильных геометрических фигур в форме звезд
Первый способ состоит в перемещении указателя (при нажатой кнопке мыши) от центра будущей фигуры, в результате чего будет сформирована звезда правильной формы, количество наружных вершин которой должно быть предварительно задано в диалоговом окне инструмента. Если в процессе рисования удерживать нажатой клавишу Shift, то будет сформирована фигура, симметричная относительно вертикали
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения центра будущей фигуры звезды и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся ее геометрические параметры, после чего делается щелчок на кнопке OK
Spiral (спираль) Инструмент используется для формирования (двумя способами) геометрических фигур в форме спиралей
Первый способ состоит в перемещении указателя (при нажатой кнопке мыши) от центра образующей окружности, определяющей кривизну конечного участка наружного витка спирали. В результате будет сформирована спираль с параметрами, предварительно заданными в диалоговом окне инструмента
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения центра образующей окружности спирали и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся геометрические параметры фигуры, после чего делается щелчок на кнопке OK
Rectangle (Прямоугольник) Инструмент (быстрая клавиша M) применяется для формирования (двумя способами) геометрических фигур в форме прямоугольников с ориентацией их сторон вдоль осей координат документа
Первый способ состоит в перемещении указателя под некоторым углом к одной из осей координат при нажатой кнопке мыши. Если в процессе рисования удерживать нажатой клавишу Alt, то формирование фигуры будет происходить от ее центра. При нажатии клавиши 8 будет рисоваться правильная фигура (квадрат)
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения левого верхнего угла будущего прямоугольника или его центра (при нажатии клавиши Alt), и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся размеры фигуры, после чего делается щелчок на кнопке OK
Rounded Rectangle (Скругленный прямоугольник) Инструмент используется для формирования (двумя способами) геометрических фигур в форме прямоугольников со скругленными углами при ориентации их сторон вдоль осей координат документа
Первый способ состоит в перемещении указателя под некоторым углом к одной из осей координат при нажатой кнопке мыши, в результате чего будет сформирован прямоугольник, радиус округления углов которых должен быть предварительно задан в диалоговом окне инструмента. Если в процессе рисования удерживать нажатой клавишу Alt, то формирование фигуры будет происходить от ее центра. При нажатии клавиши Shift будет рисоваться правильная фигура (квадрат со скругленными углами)
Второй способ заключается в следующем. Выполняется щелчок в месте расположения левого верхнего угла удущего прямоугольника или его центра (при нажатии клавиши Alt), и в раскрывшемся одноименном диалоговом окне инструмента вводятся размеры фигуры и радиус округления углов, после чего делается щелчок на кнопке OK
Paintbrush (Кисть) Инструмент (быстрая клавиша B) предназначен для формирования контура векторного объекта с одновременным выполнением его фигурной обводки с помощью образца кисти, выбранного в палитре Brushes (кисти). Путем перемещения инструмента вдоль траектории (при нажатой кнопке мыши) создается контур Безье, на который автоматически накладывается некоторый рисунок, определяемый заданным образцом кисти. В зависимости от типа используемой кисти (каллиграфическая, художественная, шаблонная или для распыления), будет получен тот или иной результат наложени
я
Параметры инструмента задаются в его диалоговом окне, которое раскрывается двойным щелчком на его кнопке
Pencil (Карандаш) Инструмент (быстрая клавиша N) выполняет две функции.
Первая из них состоит в формировании контура векторного объекта, параметры обводки которого определяются атрибутами оформления Stroke (обводка), представленными в палитре Appearance (внешний вид). Путем перемещения инструмента вдоль траектории (при нажатой кнопке мыши) создается контур Безье, на который автоматически накладывается некоторый рисунок, определяемый атрибутами обводки для внешнего вида создаваемого векторного объекта (см. раздел "Внешний вид" главы 4)
Вторая функция инструмента заключается в перерисовке отдельных участков контура существующего векторного объекта. Для этого достаточно выделить объект, поместить инструмент в исходную точку контура, нажать кнопку мыши, сформировать новый участок контура и в месте его соединения с заменяемым участком отпустить кнопку мыши. Параметры инструмента задаются в диалоговом окне, которое раскрывается двойным щелчком на его кнопке
Smooth (Сглаживание) Инструмент используется для сглаживания неровностей контура векторного объекта. Для этого необходимо выделить объект и провести данным инструментом (при нажатой кнопке мыши) по корректируемому участку его контура
Параметры инструмента задаются в диалоговом окне, которое раскрывается двойным щелчком на его кнопке
Erase (Ластик) Инструмент позволяет удалить (стереть) отдельные участки контура векторного объекта, а также относящиеся к этим участкам области их обводки. Для этого необходимо выделить объект и провести данным инструментом (при нажатой кнопке мыши) по удаляемому участку его контура
Rotate (Поворот) Инструмент (быстрая клавиша R) применяется для выполнения в интерактивном режиме операции поворота выбранного объекта произвольного типа или его составных частей (для векторного объекта) относительно центра вращения объекта, положение которого регулируется
При двойном щелчке на кнопке инструмента будет раскрыто диалоговое окно Rotate (поворот), с помощью которого может быть выполнен поворот составных частей или всего выделенного объекта, либо его сформированной копии, относительно геометрического центра трансформируемого объекта путем задания в этом окне параметров данной операции
Twirl (Скручивание) Инструмент создает эффект искажения выбранного векторного объекта при его вращении мышью (при нажатой кнопке) вокруг геометрического центра объекта
Scale (Масштаб) Инструмент (быстрая клавиша S) применяется для выполнения в интерактивном режиме операции масштабирования выбранного объекта произвольного типа или его составных частей (для векторного объекта) с одновременным зеркальным разворотом по горизонтали и/или вертикали относительно центра трансформации, положение которого регулируется
При двойном щелчке на кнопке инструмента будет раскрыто диалоговое окно Scale (масштаб), с помощью которого может быть выполнено масштабирование составных частей или всего выделенного объекта, либо его сформированной копии, с одновременным зеркальным разворотом трансформируемого объекта по горизонтали и/или вертикали при сохранении положения его геометрического центра
Палитры программы
Палитры - это инструментальные средства программы векторной графики Illustrator 9.0, предназначенные для выполнения различных операций по обработке объектов документа, настройки параметров инструментов и команд, а также предоставления пользователю оперативной справочной информации. Палитра представляет собой усовершенствованную модификацию диалогового окна и отличается от обычного окна тем, что может находиться на экране в развернутом или свернутом состоянии сколь угодно долго, не мешая выполнению операций, не имеющих к ней отношения.
ПРИМЕЧАНИЕ Палитры используются почти во всех современных графических и издательских программах, за исключением, пожалуй, лишь программных продуктов с маркой Corel, в которых вместо палитр применяются докерные окна.
Перечислим общие свойства палитр, используемых в рассматриваемой программе.
Палитры располагаются на плавающих панелях, доступных для перемещения по экрану (если на такой панели находятся несколько палитр, то тогда всю эту группу палитр будем называть комбинированной палитрой, а если одна, то - индивидуальной).
Палитра имеет вид вкладки с ярлычком, на котором указано ее название.
Если на панели находятся несколько палитр, то для раскрытия требуемой палитры (перевода ее в активное состояние) необходимо щелкнуть на ее ярлычке.
ПРИМЕЧАНИЕ Компоновка нескольких палитр на одной панели удобна по двум причинам. Во-первых, комбинированная палитра занимает гораздо меньше места на экране, чем несколько индивидуальных, поскольку в ней раскрыта всего лишь одна вкладка. Во-вторых, перемещение, свертывание/развертывание, вывод на экран или удаление с него палитр, входящих в состав комбинированной палитры, выполняется в один прием. Это существенно ускоряет процесс выполнения данных операций для комбинированных палитр по сравнению с индивидуальными.
Панель с палитрами характеризуется следующими элементами:
заголовком в форме темно-синей полоски, с помощью которого панель можно перемещать мышью;
двумя системными кнопками управления, находящимися в правом конце заголовка, левая из которых (в форме черточки) управляет переводом панели из развернутого состояния в свернутое и наоборот, а правая (в форме перекрестия) - удалением панели с экрана;
кнопкой раскрытия контекстного меню активной (открытой) палитры со значком черного треугольника, расположенной в правом верхнем углу палитры под системными кнопками (контекстное меню является обязательной составной частью любой палитры).
Любую палитру можно объединить с палитрами, расположенными на других панелях. Для этого необходимо установить указатель на ярлычке перемещаемой палитры (пусть она имеет название A), нажать кнопку мыши и перетащить палитру в рабочую область другой открытой палитры (под названием Б), с которой она должна быть объединена, или на ее нижнюю кромку. В первом случае палитра A будет размещена на панели палитры Б, а во втором - на своей собственной панели, которая пристыкуется снизу к панели палитры Б, образуя с ней общую конструкцию.
Любую палитру, входящую в состав некоторой комбинированной палитры, можно отделить от нее, сделав палитрой индивидуальной. Для этого достаточно установить указатель на ярлычке данной палитры, нажать кнопку мыши и перетащить ее в свободное место рабочей области окна программы.
В состав Illustrator 9.0 входят 20 основных и несколько дополнительных палитр. Основные палитры обычно используются в программе чаще дополнительных, в связи с чем, они либо всегда присутствуют на экране, либо находятся там длительное время. Основные палитры объединены (в стандартной своей компоновке) в шесть комбинированных палитр, изображенных на рис. 3.1. Дополнительные палитры выполняют узкоспециализированные функции и раскрываются на экране лишь при их непосредственном использовании.
Опишем назначение всех палитр программы.
Основные палитры
Палитра Actions
Палитра Actions (Операции) вместе с палитрами Layers (Слои) и Links (Связи) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Actions предназначена для создания и воспроизведения сценариев, автоматизирующих процесс обработки объектов документа. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Actions соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Actions (Окно - Показать "Операции") (см. раздел "Сценарии" главы 4).
Палитра Align
Палитра Align (Выравнивание) вместе с палитрами Transform (Трансформация) и Pathfinder (Поиск контуров) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Align предназначена для выполнения операций по выравниванию и равномерному распределению группы выделенных объектов (произвольных типов) в соответствии с заданными критериями. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Align соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Align (Окно - Показать "Выравнивание") (см. раздел "Перемещение объектов" главы 8).
Палитра Appearance
Палитра Appearance (Внешний вид) вместе с палитрами Navigator (Навигатор) и Info (Инфо) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Appearance предназначена для работы с внешними видами объектов и слоев документа. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Appearance соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Appearance (Окно - Показать "Внешний вид") (см. раздел "Внешний вид" главы 4).
Палитра Attributes
Палитра Attributes (Атрибуты) вместе с палитрами Color (Цвет), Transparency (Прозрачность), Stroke (Обводка) и Gradient (Градиент) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Attributes предназначена для задания различных вспомогательных параметров выбранного объекта, перечисленных ниже. Данная палитра изображена на рис. 3.3.
Палитра включает следующие элементы управления:
флажок Overprint Fill - режим печати с наложением области заливки объекта произвольного типа;
флажок Overprint Stroke - то же в отношении области обводки объекта;
две кнопки управления режимом отображения геометрического центра объекта;
поле Output - разрешение объекта (векторного или текстового), используемое при печати;
раскрывающийся список Image Map - выбор формы горячей зоны (области, чувствительной к щелчкам мыши), относящейся к данному объекту при условии внедрения в него гиперссылки (адреса Интернета, задаваемого в формате URL);
кнопка Browser - запуск Web-броузера с загрузкой в него через сеть документа, адрес которого указывается в списке URL;
список URL с редактируемым полем - ввод адресов Интернета для гиперссылок, внедряемых в объект;
редактируемая область - ввод примечания, относящегося к объекту.
В состав контекстного меню палитры входят три команды:
Show Overprint Only/Show All (Показать только печать с наложением/Показать всю палитру) - управление степенью раскрытия палитры: верхней ее части или полностью;
Hide/Show Note (Спрятать/Показать примечание) - управление раскрытием нижней части палитры с областью для примечания;
Palette Options (Параметры палитры) - режим задания максимального количества записей в списке URL.
Палитру Attributes можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Attributes соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Attributes (Окно - Показать "Атрибуты").
Палитра Brushes
Палитра Brushes (Кисти) вместе с палитрами Styles (Стили) и Swatches (Образцы) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Brushes предназначена для выполнения фигурной обводки векторных объектов и текстовых символов с использованием различных типов кистей (каллиграфической, художественной, шаблонной и кисти для распыления), а также для формирования образцов таких кистей и их редактирования. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Brushes соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Brushes (Окно - Показать "Кисти") (см. раздел "Возможности оформления" главы 4).
Палитра Character
Палитра Character (Символ) вместе с палитрами Paragraph (абзац) и MM Design (Настраиваемые шрифты) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Character предназначена для форматирования текстовых символов. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Character соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Type - Character (Текст - Символ) (см. раздел "Форматирование текста" главы 7).
Палитра Color
Палитра Color (Цвет) вместе с палитрами Attributes (Атрибуты), Transparency (Прозрачность), Stroke (Обводка) и Gradient (Градиент) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Color предназначена для синтеза цветов, используемых для заливки и обводки векторных объектов и текстовых символов, а также для активизации режимов заливки и обводки. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Color соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Color (Окно - Показать "Цвет") (см. раздел "Возможности оформления" главы 4).
Палитра Gradient
Палитра Gradient (Градиент) вместе с палитрами Color (Цвет), Attributes (Атрибуты), Transparency (Прозрачность) и Stroke (Обводка) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Gradient предназначена для формирования градиентного изображения, используемого в качестве образца для градиентной заливки векторных объектов и текстовых символов. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Gradient соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Gradient (Окно - Показать "Градиент") (см. подраздел "Градиентная заливка" раздела "Заливки" главы 5).
Палитра Info
Палитра Info (Инфо) вместе с палитрами Appearance (Внешний вид) и Navigator (Навигатор) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Info предназначена для вывода на экран текущей информации о геометрических и цветовых параметрах обрабатываемого объекта или произвольной точки документа. Эта информация отображается в шести разделах информационной панели палитры (рис. 3.4).
Представленная в палитре информация зависит от выбранного инструмента и выполняемой им операции с объектом. В данном случае на рисунке зафиксирован момент измерения инструментом Measure (Измеритель) геометрических параметров прямолинейного отрезка, соединяющего две выбранные точки выделенного векторного объекта. Перечислим эту информацию:
в левом разделе верхней части палитры: X и Y - горизонтальная и вертикальная координаты исходной точки отрезка;
в правом разделе ее верхней части: W и H - размеры проекций данного отрезка на горизонтальную и вертикальную оси координат;
в левом разделе средней части палитры: D - длина отрезка;
в правом разделе ее средней части: < - угол наклона отрезка к горизонтали;
в левом разделе нижней части палитры:
R, G, B - значения базовых цветовых параметров области равномерной заливки выбранного объекта для документа RGB-формата;
Hex - те же значения, представленные в шестнадцатеричной системе счисления (каждый базовый параметр здесь задан двумя разрядами);
в правом разделе нижней части палитры:
R, G, B - значения базовых цветовых параметров области равномерной обводки объекта для документа RGB-формата;
Hex - те же значения, представленные в шестнадцатеричной системе счисления.
В состав контекстного меню палитры входит всего одна команда: Hide/Show Options (спрятать/показать параметры) - управление раскрытием нижней части панели палитры.
Палитру Info можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Info соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Info (Окно - Показать "Инфо").
Палитра Layers
Палитра Layers (Слои) вместе с палитрами Actions (Операции) и Links (связи) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Layers предназначена для выполнения различных операций со слоями документа, для перемещения объектов между слоями документа, а также для выделения слоев. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Layers соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Layers (Окно - Показать "Слои") (см. раздел "Слои" главы 4).
Палитра Links
Палитра Links (Связи) вместе с палитрами Layers (Слои) и Actions (Операции) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Links предназначена для работы со связями, устанавливаемыми между документом и файлами с растровыми объектами. В частности, в палитре можно обновить имеющуюся связь с растровым файлом, заменить импортированный растровый объект на другой объект такого же типа (при сохранении параметров трансформации первого объекта), а также внедрить связанный объект в тело документа. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Links соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Links (Окно - Показать "Связи") (см. раздел "Связи" главы 4).
Палитра MM Design
Палитра MM Design (Настраиваемые шрифты) вместе с палитрами Character (Символ) и Paragraph (Абзац) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра MM Design предназначена для создания различных образцов настраиваемых шрифтов (multiple font designs) путем плавного изменения ширины и толщины текстовых символов. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке MM Design соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Type - MM Design (Текст - Настраиваемые шрифты) (см. раздел "Форматирование текста" главы 7).
Палитра Navigator
Палитра Navigator (Навигатор) вместе с палитрами Appearance (Внешний вид) и Info (Инфо) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Navigator предназначена для управления масштабом и областью отображения активного документа в его рабочем окне (рис. 3.5).
Палитра включает следующие элементы управления:
окно навигатора - отображение уменьшенной копии полностью раскрытой страницы документа, либо той области монтажного стола, в которой находятся все объекты документа;
управляющая рамка - регулировка области отображения документа в рабочем окне (она соответствует области окна навигатора, находящейся внутри рамки) путем перемещения данной рамки мышью;
поле текущего масштаба - вывод величины текущего масштаба отображения документа (в процентах к единичному масштабу), а также ввод с клавиатуры нового значения масштаба (с последующим нажатием клавиши Enter);
кнопка (слева от ползунка) - дискретное уменьшение масштаба отображения документа;
ползунок - плавная регулировка масштаба;
кнопка (справа от ползунка) - дискретное увеличение масштаба.
В состав контекстного меню палитры входят две команды:
Vew Artboard Only (Отображать только страницу) - режим отображения в окне навигатора только страницы документа (при наличии галочки слева от названия команды) или всех объектов документа (при отсутствии галочки);
Palette Options (Параметры палитры) - задание параметров палитры, к числу которых относятся следующие: цвет управляющей рамки (список Color); порог различимости текстовых символов в окне навигатора (поле Greeking); режим отображения в окне навигатора пунктирных линий сплошными (флажок Draw dashes lines as solid lines).
Палитру Navigator можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Navigator соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Navigator (Окно - Показать "Навигатор").
Палитра Paragraph
Палитра Paragraph (Абзац) вместе с палитрами Character (Символ) и MM Design (Настраиваемые шрифты) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Paragraph предназначена для форматирования текстовых абзацев. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Paragraph соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Type - Paragraph (Текст - Абзац) (см. раздел "Форматирование текста" главы 7).
Палитра Pathfinder
Палитра Pathfinder (Поиск контуров) вместе с палитрами Transform (Трансформация) и Align (Выравнивание) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Pathfinder предназначена для выполнения различных операций по комбинированию выбранных векторных объектов (то есть по созданию новых объектов в результате определенного взаимодействия исходных), а также по формированию цветовых ловушек. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Pathfinder соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Pathfinder (Окно - Показать "Поиск контуров") (см. раздел "Комбинирование объектов" главы 5).
Палитра Stroke
Палитра Stroke (Обводка) вместе с палитрами Color (Цвет), Attributes (Атрибуты), Transparency (Прозрачность) и Gradient (Градиент) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Stroke предназначена для выбора параметров обычной обводки векторных объектов и текстовых символов. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Stroke соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Stroke (окно - показать "Обводка") (см. подраздел "Обычная обводка" раздела "Обводки" главы 5).
Палитра Styles
Палитра Styles (Стили) вместе с палитрами Swatches (Образцы) и Brushes (Кисти) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Styles предназначена для выполнения различных операций со стилями, представляющими собой образцы внешних видов, сохраненных в документе под определенными именами и с определенными значками. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Styles соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Styles (Окно - Показать "Стили") (см. раздел "Стили" главы 4).
Палитра Swatches
Палитра Swatches (Образцы) вместе с палитрами Styles (Стили) и Brushes (Кисти) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Swatches предназначена для работы с образцами цветов и узоров, используемых при различных типах заливок и обычной обводке векторных объектов и текстовых символов. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Swatches соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Swatches (Окно - Показать "Образцы") (см. раздел "Возможности оформления" главы 4).
Палитра Transform
Палитра Transform (Трансформация) вместе с палитрами Align (Выравнивание) и Pathfinder (Поиск контуров) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Transform предназначена для выполнения с объектами документа произвольных типов операций перемещения, масштабирования, поворота и наклона. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Transform соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Transform (Окно - Показать "Трансформация") (см. раздел "Трансформация объектов" главы 8).
Палитра Transparency
Палитра Transparency (Прозрачность) вместе с палитрами Color (Цвет), Attributes (Атрибуты), Stroke (Обводка) и Gradient (Градиент) входит в состав комбинированной палитры (см. рис. 3.1). Палитра Transparency предназначена для регулировки общей прозрачности и режимов смешения цветов как всего выбранного объекта, так и относящихся к нему составных изображений областей заливки и обводки (для объектов векторного типа), а также для регулировки распределенной прозрачности объекта путем наложения на него маски непрозрачности. Палитру можно раскрыть двумя способами:
щелчком на вкладке Transparency соответствующей комбинированной палитры;
выбором команды Window - Show Transparency (Окно - Показать "Прозрачность") (см. раздел "Регулировка прозрачности" главы 8).
Дополнительные палитры
Палитра Document Info
Палитра Document Info (Информация о документе) предназначена для предоставления пользователю краткой информации как о самом документе, так и его содержимом. Выбор конкретного варианта производится в контекстном меню палитры. Палитра раскрывается командой File - Document Info (Файл - Информация о документе) (см. раздел "Информация о документе" главы 9).
Палитра SVG Interactivity
Палитра SVG Interactivity (интерактивность SVG) предназначена для ввода в объекты документа управляющей информации, которая будет реализована в его электронной версии, создаваемой при сохранении документа (в режиме экспорта) в файловом формате SVG (Scalable Vector Graphics, масштабируемая векторная графика). Для выбранного объекта данная информация представляет собой набор написанных на языке Java-сценариев команд, которые ставятся в соответствие определенным событиям, связанным с воздействием на объект мыши. Предусмотрена возможность установления связей документа с фа
йлами готовых Java-сценариев. Палитра раскрывается командой Window - Show SVG Interactivity (Окно - Показать "Интерактивность SVG") (см. раздел "Публикация в Web" главы 9).
Палитры библиотек кистей
Общее количество палитр - 9. Палитры библиотек кистей предназначены для загрузки в программу стандартных библиотек кистей, хранящихся в файлах. Для раскрытия требуемой библиотеки необходимо выбрать в подменю Brush Libraries (Библиотеки кистей) меню Window (Окно) команду с названием библиотеки.
Палитры библиотек стилей
Общее количество палитр - 8. Палитры библиотек стилей предназначены для загрузки в программу стандартных библиотек стилей, хранящихся в файлах. Для раскрытия требуемой библиотеки необходимо выбрать в подменю Style Libraries (Библиотеки стилей) меню Window (Окно) команду с названием библиотеки.
Палитры библиотек образцов цветов
Общее количество палитр - 20. Палитры библиотек образцов цветов предназначены для загрузки в программу стандартных библиотек образцов цветов (стандартных и составных), хранящихся в файлах. Для раскрытия требуемой библиотеки необходимо выбрать в подменю Swatch Libraries (Библиотеки образцов) меню Window (Окно) команду с названием библиотеки.
Диалоговые окна
Наряду с палитрами, в Illustrator 9.0 используются также и обычные диалоговые окна, которые характеризуются блокировкой выполнения в программе любых операций, не имеющих отношения к раскрытому окну. С помощью диалоговых окон выполняется настройка параметров различных команд и инструментов, а также установочных параметров программы.
Перечислим особенности, характеризующие диалоговые окна программы Illustrator 9.0.
В качестве обязательных элементов окна используются: его заголовок, с помощью которого производится перемещение окна по области экрана, а также две кнопки управления, которые называются кнопками подтверждения и отмены (обычно они имеют названия OK и Cancel). Первая предназначена для закрытия диалогового окна с сохранением текущего состояния его параметров и выдачей сигнала на выполнение соответствующей операции (если она предусмотрена). Вторая кнопка также закрывает окно, но при этом отменяет все действия, которые в нем выполнялись по настройке параметр
ов, и не выдает сигнала на выполнение данной операции.
Окно может иметь одну или несколько вкладок с параметрами настройки. Если вкладок несколько, то параметры на этих вкладках сгруппированы по некоторому функциональному признаку, при этом на экране раскрыта какая-то одна из них. Для перехода на любую другую вкладку необходимо щелкнуть на ее ярлычке, имеющем соответствующее название (например, диалоговое окно Adobe Online Preferences (например, сетевые установки Adobe)), либо выбрать название вкладки в соответствующем списке (окно Preferences (установки)).
В заголовке окна кнопки управления либо вообще отсутствуют, либо в правом его конце находится кнопка с перекрестием, которая используется для закрытия окна в режиме отмены выполненных действий по настройке его параметров. Окно не может находиться на экране в свернутом состоянии, поскольку в нем нет системных кнопок, управляющих его свертыванием и развертыванием.
Справочная система
Справочная система Illustrator 9.0 предназначена для оказания пользователю необходимой помощи, которая может ему понадобиться в процессе обработки документов, а также при самостоятельном освоении программы. Данная система работает в двух режимах: контекстной подсказки и запроса.
Режим контекстной подсказки состоит в предоставлении оперативный информации об элементах интерфейса программы и выполняемых в ней операциях. К числу вариантов такой подсказки относятся следующие:
название инструмента, на кнопке которого установлен указатель, отображается рядом с указателем;
название элемента палитры, на котором находится указатель, отображается рядом с указателем;
название используемого инструмента отображается в строке состояние документа;
текущие цветовые параметры областей равномерной заливки и обводки, либо названия образцов узоров, используемых для заливки и обводки, отображаются в палитре Info (Инфо);
текущие координаты указателя, перемещаемого по области документа, отображаются в палитре Info (Инфо);
размеры обрабатываемого объекта отображаются в палитре Info (Инфо);
информация о назначении параметров диалогового окна Color Settings (Цветовые настройки) отображается в области Description внизу окна при установке указателя на выбранном параметре.
ПРИМЕЧАНИЕ Режим контекстной подсказки программы Illustrator 9.0 весьма ограничен по сравнению с программой векторной графики CorelDRAW 9.
Режим запроса заключается в предоставлении необходимой справочной информации по запросу, формируемому пользователем. Переход в этот режим происходит с помощью команды Illustrator Help (Помощь по Illustrator) меню Help (Помощь), которая раскрывает окно Web-броузера, установленного на компьютере пользователя, с загрузкой в него справочной системы программы. Информационная база этой системы хранится в HTML-файлах, связанных между собой через гиперссылки.
Необходимо отметить, что в предыдущей версии программы использовалась стандартная справочная система Windows. Выбор в Illustrator 9.0 иного принципа реализации справочной системы, базирующегося на использовании Web-броузера и HTML-файлов, был, очевидно, обусловлен широким спектром сетевых услуг, предусмотренных в программе. Использование Web-броузера и при работе со справочной системой самой программы позволил разработчикам унифицировать процесс получения любой справочной информации.
Работа со справочной системой Illustrator 9.0 происходит почти так же, как со стандартной справочной системой, используемой многими приложениями, работающими в операционной среде Windows 95/98/2000. Здесь предусмотрены три режима работы: Contents (Содержание), Index (Указатель) и Search (Поиск), выбор которых производится в строке заголовка системы щелчком на соответствующем названии (рис. 3.6).
В режиме содержания работа со справочной системой происходит как с обычным электронным учебным пособием. Вся информация систематизирована по разделам и подразделам, в заголовки которых внедрены гиперссылки. Эти заголовки вы можете последовательно просмотреть в левой части окна Web-броузера, либо вывести в информационной части окна (она большая по размеру) тот раздел, который вам необходим.
В режиме указателя, который используется чаще других, выбор справочной информации производится по алфавитному списку тем. Для этого, прежде всего, необходимо щелкнуть на той букве алфавита, с которой начинается интересующая вас тема, после чего просмотреть список тем (он будет выведен слева), берущих свое начало с данной буквы (см. рис. 3.6).
В режиме поиска при щелчке на кнопке Search (поиск) производится поиск необходимой справочной информации по ключевому слову, введенному в поле для поиска. В результате программа выведет список разделов справочной системы, в текстовом содержимом которых встречается заданное ключевое слово, что позволяет перейти к нужному разделу.
ПРИМЕЧАНИЕ Как показала проверка, проведенная автором, новая справочная система Illustrator 9.0 имеет несколько недостатков по сравнению со стандартной системой Windows, реализованной в Illustrator 8.0. Во-первых, она работает медленнее, чем прежняя система, а во-вторых, в ней отсутствуют контекстные подсказки, появляющиеся (при щелчках мышью) в местах установки указателя на описываемом рисунке и облегчающие освоение справочной информации. Кроме того, в программе также отсутствует справочный документ под названием Quick Reference, с помощью которого в Illustrator 8.0 можно было полу
чить исчерпывающую информацию обо всех быстрых клавишах и ускоренных процедурах, используемых в программе.
Adobe Illustrator 9: справочник. / М. Бурлаков - СПб: Питер, 2001. - 608 с.
|